ГОСТ Р 70390-2022

ОбозначениеГОСТ Р 70390-2022
НаименованиеКомплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Социокультурное программирование. Основные требования и процессы
СтатусПринят
Дата введения05.01.2023
Дата отмены-
Заменен на-
Код ОКС03.080.10
Текст ГОСТа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 70390— 2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Социокультурное программирование. Основные требования и процессы

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 393 «Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. № 1097-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

  • 1 Область применения

  • 2 Термины, определения и сокращения

  • 3 Типы общественных пространств и программы вовлечения граждан

  • 4 Участники проектов благоустройства и их роль

  • 5 Основные принципы организации вовлечения граждан в проекты благоустройства

  • 6 Ключевые этапы и инструменты вовлечения граждан в разработку проекта благоустройства и социокультурное программирование территории

Библиография

ГОСТ Р 70390—2022

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМПЛЕКСНОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Социокультурное программирование. Основные требования и процессы

Comprehensive improvement and exploitation of urban areas. Socio-cultural programming. Basic requirements and processes

Дата введения — 2023—05—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на процесс организации гражданского участия, подразумевающий определение проблем, ценностей, целей, задач, функциональной программы и архитектурного облика общественного пространства со всеми заинтересованными участниками городской жизни и потенциальными пользователями общественного пространства, а также участие жителей в реализации программы развития общественной территории.

  • 2 Термины, определения и сокращения

    • 2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

      • 2.1.1 общественное пространство: Территория общего пользования, свободная от транспорта и предназначенная для использования неограниченным кругом лиц в целях досуга и свободного доступа к объектам общественного назначения, включая: парки, сады, улицы, площади, скверы, набережные и другие публичные территории.

      • 2.1.2 вовлечение граждан в развитие городской среды: Создание механизмов гражданского участия и совместного принятия решений для всех заинтересованных сторон и потенциальных пользователей территории, включая участие в выборе территорий, приоритетных для развития, выявление ценностей и проблем, требующих решения, определение целей и задач развития, определение сценариев функционального использования и архитектурного облика территории, участие в реализации программы развития общественной территории.

      • 2.1.3 развитие городской среды: Комплекс мер, реализуемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти для создания, корректировки и реализации документов и проектов стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территории, архитектурно-строительного проектирования и благоустройства территорий с целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях и регионах Российской Федерации.

      • 2.1.4 социокультурное программирование общественного пространства: Процесс разработки комплекса мероприятий, направленных на организацию социальной и культурной деятельности на территории, развитие различных форм досуга и взаимодействия, трансляцию ценностей, смыслов и уникальности конкретной территории с учетом ее особенностей, проблем, реальных запросов и участия граждан.

      • 2.1.5 социально-культурная программа общественного пространства: Совокупность организационных, хозяйственных, экономических, культурных мероприятий, формирующих и поддерживаю-

Издание официальное

щих социальную и культурную деятельность на территории, транслирующих смыслы и ценности, характерные для конкретной территории, жителей и сообществ.

  • 2.1.6 соучаствующее проектирование: Процесс проектирования с участием всех заинтересованных сторон: жителей, местных сообществ, представителей бизнеса, некоммерческих организаций и административных структур, владельцев и арендаторов земельных участков, инвесторов, экспертов, различных социальных и культурных групп и других заинтересованных в проекте сторон для определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем, ценностей и потребностей, совместного принятия решений и повышения эффективности проекта.

  • 2.1.7 интересанты проекта (стейкхолдеры): Стороны, заинтересованные в проекте развития среды, на которых проект влияет или потенциально может влиять (местные жители, городские сообщества, общественные объединения, активисты, локальный бизнес, инвесторы, экспертное сообщество, представители социальных, культурных и образовательных институций, будущие пользователи территории и другие).

  • 2.1.8 инструменты вовлечения граждан: Мероприятия, направленные на вовлечение граждан в проекты развития городской среды, включая выбор приоритетных территорий, определение задач по благоустройству территорий, сбор идей и инициатив, разработку функциональной и социокультурный программы места, совместную реализацию проекта, постоценку проекта, событийное наполнение территории и другие.

  • 2.1.9 проектный семинар: Один из инструментов вовлечения горожан, открытая встреча интересантов проекта для совместного принятия решений (выбора объекта, обсуждения технического задания, концептуального или эскизного проекта), проходящая в интерактивном формате с использованием групповой работы, на основе которой разрабатывают проект либо вносят правки в него.

  • 2.1.10 функциональное программирование территории: Определение сценариев использования территории различными группами граждан в течение разного времени суток и сезонов, включая сценарии активного и спокойного отдыха, прогулки и занятие различными видами спорта, игровые и образовательные сценарии для детей и подростков, сценарии зимнего использования, выгул и тренировку собак и другие сценарии, которые могут быть уместными и эффективными для развития и функционирования конкретной территории.

  • 2.1.11 рабочая группа проекта: Открытый консультационный и наблюдательный орган, в который входят представители ключевых интересантов проекта для обеспечения соответствия проекта решаемым задачам, а его реализации — проектным решениям.

  • 2.1.12 постоценка проекта: Процесс оценки реализованного проекта развития территории с позиции реального использования территории различными группами граждан, анализа функционирования территории и ее отдельных зон в разное время для определения эффективности проекта, понимания удачных и неудачных решений, анализа пользовательского опыта, корректировки процесса управления и содержания территории.

  • 2.1.13 общественное задание на проектирование: Публичный и общедоступный документ, обобщающий предложения и пожелания граждан (и отдельных групп), заинтересованных в развитии территории, включая обозначение проблем и ценностей, формирование общих принципов развития и благоустройства территории, определение функциональной и социально-культурной программы места, формирование культурной идентичности и других качественных и технико-экономических параметров проекта, разработанный с участием граждан.

  • 2.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ДК — дом культуры;

МГН — маломобильные группы населения;

НКО — некоммерческая организация;

ООПТ — особо охраняемые природные территории;

ПОД — проектно-сметной документации;

СМР — строительно-монтажных работы;

ТЗ — техническое задание;

ТОО — территориальное общественное самоуправление;

ТСЖ — товарищество собственников жилья;

УК — управляющая компания.

  • 3 Типы общественных пространств и программы вовлечения граждан

Общественные пространства являются ключевыми местами досуга, социального и культурного взаимодействия горожан, транслируют ценности и идентичность, формируют пользовательские практики и имеют большое значение для городской жизни.

Социокультурное программирование общественных пространств позволяет сформировать и реализовать общественное задание на развитие территории, отражающее запросы горожан, раскрывающее идентичность и ценности места. Вовлечение граждан на всех этапах разработки и реализации проекта благоустройства обеспечивает устойчивые и уместные для конкретной территории решения, способствует повышению качества архитектурно-планировочных решений, позволяет создавать востребованные городские места и формировать сообщества, заинтересованные в их поддержке и развитии.

Общественные пространства подразделяют:

  • а) на парковые и природные территории общего пользования:

  • - природные ландшафтные парки, городские леса, ООПТ;

  • - тематические парки общегородского значения;

  • - парки культуры и отдыха межрайонного значения;

  • - парки и сады районного значения;

  • б) бульвары общегородского и районного значения;

  • в) сады и скверы общегородского и районного значения;

  • г) улицы общегородского и районного значения (с приоритетом пешеходного движения);

  • д) городские площади общегородского и районного значения;

  • е) прибрежные территории — набережные и пляжи.

Социокультурное программирование осуществляется посредством организации участия граждан в решении вопросов развития городской среды, включая определение целей и задач развития территории, формирование ценностей и смыслов, определение функциональной и событийной программы территории и ее совместную реализацию.

Дворовые территории не являются общественными пространствами, однако являются полупри-ватными пространствами — территориями общего пользования и коллективной собственностью жителей дома. При разработке и реализации проектов дворовых территорий необходимо обеспечить прямое участие жителей дома и управляющих структур.

Для каждого типа территорий важно формировать свою программу вовлечения граждан в зависимости от особенностей территории и ее значения в системе общественных пространств (см. таблицу 1).

Таблица 1

Тип территории

Особенности программы вовлечения граждан

Территории общегородского значения

Обеспечение представленности различных социальных, возрастных и гендерных групп, а также потенциальных пользователей территории.

Определение смыслового и культурного значения территории, ее роли в истории развития города, понимание ключевых этапов развития, истории и ценности самого места.

Обеспечение участия городских сообществ и объединений, городских лидеров, НКО.

Обеспечение участия потенциальных инвесторов, а также представителей городских бизнесов.

Участие предпринимателей, владельцев земельных участков, инвесторов, расположенных в непосредственной близости к территории.

Обеспечение участия профильных экспертов: историков, краеведов, экологов, дендрологов, представителей архитектурного сообщества, ландшафтных архитекторов и других в зависимости от специфики территории.

Учет интересов исключенных и труднодоступных социальных групп: подростков, пожилых, людей с особенностями здоровья, МГН.

Вовлечение профильных министерств, управлений, городских администраций для организации межведомственного взаимодействия

Окончание таблицы 1

Тип территории

Особенности программы вовлечения граждан

Территории районного и местного значения

Участие местных жителей, включая активных жителей района, и прилегающих к общественному пространству домов, включая группы потенциальных пользователей территории.

Участие районных предпринимателей, владельцев земельных участков и потенциальных инвесторов.

Обеспечение участия местных социальных, культурных и образовательных институций, включая дома культуры, школы, библиотеки, образовательные центры, центры по работе с детьми и подростками.

Обеспечение участия местных (формальных и неформальных) территориальных сообществ, включая ТОО, ТСЖ и другие объединения.

Обеспечение участия профильных экспертов: историков, краеведов, экологов, дендрологов, представителей архитектурного сообщества, ландшафтных архитекторов и других в зависимости от специфики территории.

Участие детей и подростков, живущих в районе.

Учет интересов исключенных и труднодоступных социальных групп: людей с особенностями здоровья, МГН.

Вовлечение профильных городских управлений, местных администраций и других управляющих структур

Природные территории, в том числе природные парки, ООПТ, городские леса

Обеспечение участия профильных экспертов: экологов, дендрологов, орнитологов, биологов, гидрологов (при необходимости), представителей ландшафтных архитекторов и архитектурного сообщества, и других в зависимости от специфики территории.

Участие городских экологических организаций и объединений.

Вовлечение реальных и потенциальных групп пользователей территории, включая представителей различных сообществ и объединений и заинтересованных граждан.

Вовлечение профильных министерств, управлений, местных администраций для организации межведомственного взаимодействия.

Организация образовательных и просветительских мероприятий для жителей прилегающих территорий различного возраста: пожилых, школьников и подростков.

Защита и представленность интересов животного и растительного сообщества территории (через работу профильных экспертов)

Дворовые территории

Обеспечение прямого участия всех (большинства) жителей домов, собственников и арендаторов жилых и нежилых помещений.

Участие представителей управляющих структур: ТСЖ, УК и других

  • 4 Участники проектов благоустройства и их роль

Участниками проектов благоустройства могут являться все жители и организации города (или села), выступая при этом в разных ролях в зависимости от особенностей проекта. До начала разработки проекта на самых ранних этапах работы необходимо четко определить какие группы интересантов проекта важно вовлечь в развитие конкретной территории, это позволит корректно сформировать программу вовлечения граждан и выстроить процесс социокультурного программирования.

Для проектов благоустройства и развития территорий можно выделить группы заинтересованных сторон, приведенные в таблице 2, у каждой из них может быть своя роль в проекте и формат участия.

Таблица 2

Группа интересантов проекта

Представители группы

Роль в проекте

Резиденты

Граждане, организации, социальные, культурные и образовательные центры, расположенные рядом с территорией или непосредственно на ней:

жители домов, прилегающих к территории;

представители объектов социальной и культурной инфраструктуры, расположенных на прилегающей территории,— школ, библиотек, ДК, социальных и общественных центров и других институций; собственники и арендаторы прилегающих земельных участков;

представители частных и общественных организаций, расположенные на прилегающих территориях и участках

Заинтересованы в проекте, так как живут на прилегающих территориях, и любые изменения оказывают на них заметное влияние.

Могут участвовать в формировании общественного задания на проектирование (ТЗ), декларируют собственные интересы, обусловленные территориальной близостью к объекту проектирования.

Могут входить в рабочую группу проекта и участвовать в общественном контроле за реализацией проекта.

Участвуют в реализации проекта, организуют на территории собственные мероприятия

Экономические субъекты

Граждане и организации, осуществляющие экономическую деятельность, заинтересованные в развитии территории: собственники и арендаторы зданий и земельных участков, расположенных на прилегающих территориях; заинтересованные в развитии проекта; городские предприниматели, находящиеся на самой территории либо в непосредственной близости территории/объекта; девелоперы, застройщики и инвесторы, реализующие свои проекты в непосредственной близости к территории или заинтересованные в ее развитии

Декларируют и отстаивают собственные интересы, направленные на капитализацию территории/собственности/ деятельности.

Участвуют в формировании ТЗ на разработку и реализацию проекта.

Участвуют в формировании и реализации экономических сценариев использования территории.

Могут софинансировать реализацию проекта или последующее содержание общественного пространства

Политические субъекты

Представители административных ведомств и структур разного значения, курирующие вопросы территориального, социального и культурного развития территорий:

муниципальные ведомства, департаменты и управления;

региональные и федеральные министерства и управления;

главы регионов;

главы (мэры) городов и поселений;

депутаты

Выступают инициаторами и кураторами городских проектов.

Отвечают за синхронизацию проектов и ресурсов в рамках различных программ. Согласуют/контролируют разработку и реализацию проекта.

Могут выступать заказчиком на разработку и реализацию проектов

Эксперты

Специалисты, обладающие компетенциями в сфере пространственного и территориального развития, экологии, экономики, культуры, социологии, антропологии и других направлений: архитекторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы, экологи, дендрологи, биологи, экономисты, социологи, антропологи, урбанисты, краеведы, культурологи и другие

Могут выступать консультантами и партнерами в проектах по развитию городской среды.

Могу входить в экспертный совет проекта.

Участвуют в постоценке реализованного проекта.

Оказывают влияние на процессы городского развития и качество реализуемых проектов

Окончание таблицы 2

Группа интересантов проекта

Представители группы

Роль в проекте

Пользователи территории

Граждане, объединения, организации и сообщества, которые уже используют территорию или заинтересованы в этом. Прямые и потенциальные пользователи территории (общественного пространства), включая как отдельных горожан, так и группы пользователей и сообщества, сформированные вокруг общих ценностей и интереса, например пользователи детских игровых пространств, спортивной инфраструктуры, организаторы мероприятий, пользователи площадок для выгула и тренировки собак и другие

Являются «коллективным заказчиком» проекта, заинтересованы в развитии территории и улучшении собственных возможностей.

Участвуют в формировании общественного задания на проектирование, могут входить в рабочую группу проекта, так как обладают уникальным знанием и пользовательским опытом, позволяющим повысить эффективность проекта. Могут участвовать в постоценке реализованного проекта и управлении территорией и организации собственных мероприятий

Инициативные жители, лидеры мнений, сообщества

Граждане и сообщества, проявляющие себя через активную деятельность или позицию, заинтересованные в развитии города (или села).

Представители городских сообществ, неформальных и формальных общественных и территориальных объединений, представители ТОС, ТСЖ и других структур местного самоуправления

Формируют общественное задание на проектирование.

Могут принимать участие в реализации части проекта.

Участвуют в рабочих группах по реализации проекта и группах общественного контроля на всех этапах проекта.

Участвуют в реализации культурной программы территории, организуют собственные мероприятия

Исключенные

и труднодоступные группы

Люди, голос которых может быть не всегда заметен, к ним также относятся социально-незащищенные группы: подростки, дети, пожилые, МГН, люди с особенностями здоровья, маргинальные группы

Участвуют в формировании общественного задания на проектирование, функциональной и социокультурной программы территории.

По возможности могут участвовать в рабочей группе проекта.

Участвуют в постоценке реализованного проекта

Градообразующее предприятие

Предприятие, на котором работает значительная часть горожан, определяющее структуру занятости и повседневный образ жизни людей, городскую инфраструктуру

Могут выступать заказчиком и партнером в разработке и реализации проектов.

Влияют на социальную и культурную политику через софинансирование городских проектов.

Реализуют собственные проекты развития территорий

Содержанием и эксплуатацией общественных пространств могут заниматься территориальные администрации, местные муниципальные образования или частные лица/организации. Кроме решения вопросов эксплуатации и уборки территорий необходимо создавать условия для реализации социокультурной программы территории, включая инфраструктуру и понятные механизмы организации и проведения мероприятий, формирование календарного плана, работу с различными группами горожан, сообществами и институциями, для того чтобы люди могли самостоятельно организовывать мероприятия на территории.

Перед началом разработки проекта необходимо сформировать подробный список всех заинтересованных в развитии общественного пространства сторон, с учетом представленности интересов различных социальных и возрастных групп, включая резидентов и пользователей территории, экономические и политические субъекты, экспертов, инициативных жителей и сообществ, исключенные и труднодоступные группы, градообразующие предприятия и другие заинтересованные стороны, на основе которого будет разработан детальный план консультаций и вовлечения граждан.

  • 5 Основные принципы организации вовлечения граждан в проекты благоустройства

    • 5.1 Вовлечение граждан в развитие общественных пространств и городских территорий позволяет создавать устойчивые, эффективные и осмысленные проекты, востребованные горожанами, способствуя:

  • - появлению современных, разнообразных и актуальных пространств, соответствующих интересам и потребностям людей;

  • - улучшению качества жизни и досуговых практик;

  • - возможности активно влиять на вопросы, касающиеся непосредственно самих жителей и осуществлять контроль за развитием территории, на которой они живут;

  • - формированию заинтересованного в развитии города, активного и сплоченного сообщества.

Вовлечение граждан в развитие городской среды необходимо на всех этапах разработки и реализации проекта благоустройства территории, а также в рамках реализации социокультурной программы после завершения благоустройства.

  • 5.2 Основные принципы вовлечения горожан в развитие городской среды

    • 5.2.1 Принцип 1. Простое и прозрачное участие в проекте, открытый доступ к информации на всех этапах

Чтобы процесс участия был эффективным на всех этапах проекта, необходимо донести до граждан максимально полную информацию о проекте, включая сроки и условия реализации проекта, решаемые задачи, существующие проблемы и ограничения, ресурсные ограничения, возможности для реального влияния на результат. Информацию необходимо преподносить в понятной и наглядной форме, сформировав удобные каналы коммуникации, которые будут работать на всех этапах проекта. Сложные вопросы необходимо объяснять и визуализировать, своевременно анонсировать встречи, публиковать результаты встреч, отчеты, промежуточную концепцию развития территории и финальный проект.

  • 5.2.2 Принцип 2. Одинаковые условия участия для всех граждан

Рабочие группы по разработке и реализации проектов, в которых состоят только представители администрации, ответственные за проект, и представители городских общественных организаций — это не полноценное общественное участие. В таком случае решение принимает узкая группа, которую горожане воспринимают как элитарное меньшинство. Право участвовать в процессе принятия решений должно быть у всех заинтересованных сторон разного возраста, взглядов и социального статуса.

  • 5.2.3 Принцип 3. Участие на всех этапах проекта, включая самые ранние этапы исследований и разработки

Вовлекать горожан, когда проект уже разработан и согласован — это формальный подход, участвовать в проекте на таком этапе уже нет смысла, потому что невозможно повлиять на результат и социокультурную программу места, у граждан пропадает мотивация, они теряют доверие. Вовлечение граждан необходимо организовывать на самых ранних этапах — на предпроектной стадии, чтобы вместе выбрать территорию, определить цели и задачи, разработать общественное задание и программу места. Также необходимо продолжать процесс вовлечения в реализацию социокультурной программы места когда сам проект благоустройства уже реализован, это позволит гражданам участвовать в культурной и социальной жизни и усилит значение общественного пространства для жителей.

  • 5.2.4 Принцип 4. Гибкие и разные форматы участия и совместной деятельности

Необходимо использовать различные форматы и инструменты вовлечения, которые позволят людям участвовать в проекте с разной интенсивностью, в соответствии с их мотивацией и удобными формами коммуникации. Для вовлечения необходимо использовать оффлайн и онлайн инструменты разной длительности и сложности. Также для реализации социокультурной программы необходимо создать простые условия для организации и поддержки собственных инициатив граждан, включая проведение культурных и образовательных мероприятий.

  • 5.2.5 Принцип 5. Заметный эффект участия в проекте

На протяжении всего проекта (включая дальнейшую эксплуатацию общественного пространства) граждане должны видеть, как конкретно их участие влияет на принимаемые решения и развитие общественного пространства. Поэтому необходимо понятно и подробно объяснять, что и как было учтено и сделано, а что невозможно реализовать, с подробным объяснением оснований и причин. Если люди не будут видеть результатов своего участия или будут получать только отрицательную реакцию на свои инициативы, это приведет к росту недоверия к проекту и его организаторам, а также к конфликтам.

  • 6 Ключевые этапы и инструменты вовлечения граждан в разработку проекта благоустройства и социокультурное программирование территории

Участие заинтересованных сторон необходимо организовывать на всех этапах жизненного цикла общественного пространства: определение целей и задач, формирование функциональной и социокультурной программы территории, разработка и согласование концепции функционального наполнения, определение идентичности места и детальный дизайн, строительство и эксплуатация объекта. Сроки разработки проекта и программу вовлечения горожан необходимо разрабатывать с учетом требований и процессов, описанных в [1] — [5].

Для общественных пространств выделяют этапы разработки и реализации проекта, а также эксплуатации территории с вовлечением граждан (см. таблицу 3).

Таблица 3

Этап разработки и реализации проекта, рекомендуемые сроки

Организация и задачи вовлечения и социокультурного программирования

Инструменты и форматы вовлечения

Этап 1.

Выбор территории Длительность — не менее 2 мес

Формирование критериев отбора и сбор предложений от граждан по развитию приоритетных территорий.

Выбор приоритетной территории

Проведение онлайн и оффлайн опроса. Организация широкой информационной и коммуникационной кампании проекта

Этап 2.

Предпроектное исследование и разработка функциональной программы места Длительность — не менее 2—3 мес

Определение целей и задач развитие территорий.

Определения проблем, ценностей территории.

Формирование функциональной программы территории.

Формирование идентичности и уникальности места.

Разработка и согласование открытого общественного задания на проектирование. Формирование рабочей группы проекта (с участием архитекторов, специалистов, отвечающих за вовлечение и социокультурное программирование, активных представителей интересантов проекта и сообществ)

Создание и регулярное ведение каналов коммуникации проекта: сайта и/или социальных сетей.

Организация онлайн и офлайн опросов. Проведение индивидуальных интервью с основными интересантами проекта.

Организация фокус-групп с каждой из категорий интересантов проектов, включая исключенные группы.

Проведение открытого проектного семинара с участием всех заинтересованных сторон, включая работу в малых группах для подробного обсуждения решений

Этап 3.

Разработка и согласование концепции общественного пространства Длительность — не менее 2—3 мес

Презентация и обсуждение предварительной концепции благоустройства с рабочей и/или экспертной группой проекта. Презентация и открытое обсуждение предварительной концепции благоустройства с гражданами, сбор предложений по корректировке и доработке проекта.

Проработка детального дизайна отдельных зон и площадок.

Доработка проекта с учетом пожеланий граждан и ее итоговое согласование со всеми интересантами.

Разработка культурной программы наполнения территорий, включая план будущих мероприятий и потенциальных партнеров.

Обсуждение программы эксплуатации территории и оценка ресурсов, необходимых для ее содержания

Ведение каналов коммуникации проекта и своевременное информирование граждан.

Проведение открытого проектного семинара с участием всех заинтересованных сторон, включая работу в малых группах для подробного обсуждения решений.

Организация фокус-групп по обсуждению детального дизайна и функционального наполнения отдельных зон, включая работу с исключенными и труднодоступными группами.

Организация опросов для оценки разработанной концепции или уточнения отдельных решений.

Открытая презентация доработанного проекта

Окончание таблицы 3

Этап разработки и реализации проекта, рекомендуемые сроки

Организация и задачи вовлечения и социокультурного программирования

Инструменты и форматы вовлечения

Этап 4.

Разработка и утверждение ПСД

Длительность — в соответствии с контрактом на производство СМР

Разработка ПСД на основе согласованной концепции развития общественного пространства.

Определение сметной стоимости и прохождение экспертизы

Обсуждение и согласование ПСД с рабочей группой проекта, включая разработчиков архитектурной концепции, специалистов, отвечающих за вовлечение жителей и социокультурное программирование, активных представителей интересантов проекта и сообществ

Этап 5.

Проведение СМР и приемка объекта Длительность — в соответствии с контрактом на производство СМР

Реализация проекта в сопровождении рабочей группы проекта и группы общественного контроля.

Прямое участие граждан в реализации видов работ, не требующих особой квалификации (при желании жителей)

Организация регулярных встреч групп общественного контроля с участием подрядчика, разработчиков ПСД, специалистов, отвечающих за вовлечение граждан (не менее одного раза в неделю).

Организация мероприятий по совместной реализации части проекта

Этап 6.

Процесс долгосрочного функционирования и управления общественным пространством Длительность — на протяжении всего функционирования объекта

Проведение постоценки благоустроенной территории для оценки эффективности проектных решений, определения необходимости изменения работы операторов территории и сценариев ее использования.

Обсуждение необходимости проведения ремонтных работ.

Обновление программы развития и программы событийного наполнения территории

Организация регулярных онлайн и оффлайн опросов по оценке функционирования общественного пространства и его отдельных зон.

Проведение регулярных встреч и общественных обсуждений с пользователями общественного пространства (не менее трех раз в год).

Проведение обсуждений, семинаров и мастерских по формированию событийной программы территории (не менее двух раз в год)

Перед началом разработки проекта благоустройства необходимо составить детальный план консультаций и вовлечения граждан для каждого из этапов разработки проекта, в котором будет учтена представленность интересов различных социальных и возрастных групп, прописаны темы и участники консультаций, сформированы цели, конкретные вопросы, формат и образ результата для каждого мероприятия.

На всех этапах разработки и реализации проекта необходимо организовать публичный доступ к основным обсуждаемым материалам исследований и проекта: это могут быть альбомы и отдельные страницы с подробными схемами, наглядными иллюстрациями и понятными текстами, выложенные в публичном доступе на сайте проекта или группах проекта в социальных сетях.

Анонсирование публичных и открытых мероприятий должно проводиться не менее чем за 7 дней до даты проведения мероприятия.

Публичные отчеты по итогам проведенных публичных мероприятий должны быть опубликованы не позднее 10 дней после даты проведения мероприятий.

Библиография

  • [1] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  • [2] Приказ Минстроя России от 30 декабря 2020 г. № 913/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды»

  • [3] Снигирева Н. Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды. — М.: Минстрой России, 2017

  • [4] Организация и проведение общественных обсуждений проектов развития территорий. Методические рекомендации. Казань: Фонд «Институт развития городов Республики Татарстан», «Проектная группа 8», 2018

  • [5] Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды. — М.: Агентство стратегических инициатив, 2020

УДК 697.34:006.354

ОКС 03.080.10


Ключевые слова: комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий, социокультурное программирование, процессы

Редактор Н.В. Таланова Технический редактор В.Н. Прусакова Корректор С.В. Смирнова Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 17.10.2022. Подписано в печать 27.10.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,68.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

Другие госты в подкатегории

    ГОСТ 20831-75

    ГОСТ 21624-81

    ГОСТ 20793-86

    ГОСТ 24408-80

    ГОСТ 25826-83

    ГОСТ 26679-85

    ГОСТ 28.001-83

    ГОСТ 28470-90

    ГОСТ 28681.0-90

    ГОСТ 28681.1-95

    ГОСТ 28681.3-95

    ГОСТ 30389-95

    ГОСТ 30523-97

    ГОСТ 30524-97

    ГОСТ 40.9004-95

    ГОСТ Р 52880-2007

    ГОСТ Р 52881-2007

    ГОСТ Р 52882-2007

    ГОСТ Р 52883-2007

    ГОСТ Р 52884-2007

    ГОСТ Р 52886-2007

    ГОСТ Р 52498-2005

    ГОСТ 30590-2014

    ГОСТ 32608-2014

    ГОСТ 32609-2014

    ГОСТ 30592-2014

    ГОСТ 20334-81

    ГОСТ 28681.4-95

    ГОСТ 32613-2014

    ГОСТ 32612-2014

    ГОСТ 23660-79

    ГОСТ 32692-2014

    ГОСТ Р 51929-2014

    ГОСТ 32611-2014

    ГОСТ Р 53061-2014

    ГОСТ Р 52113-2014

    ГОСТ 32670-2014

    ГОСТ Р 51617-2014

    ГОСТ Р 53063-2014

    ГОСТ Р 53059-2014

    ГОСТ Р 53348-2014

    ГОСТ Р 54602-2011

    ГОСТ Р 53347-2014

    ГОСТ 21623-76

    ГОСТ 32610-2014

    ГОСТ Р 55373-2012

    ГОСТ Р 56038-2014

    ГОСТ Р 55888-2013

    ГОСТ Р 56384-2015

    ГОСТ Р 55698-2013

    ГОСТ Р 56037-2014

    ГОСТ Р 56386-2015

    ГОСТ Р 56247-2014

    ГОСТ Р 55889-2013

    ГОСТ Р 56390-2015

    ГОСТ Р 56397-2015

    ГОСТ Р 56509-2015

    ГОСТ Р 56391-2015

    ГОСТ Р 56535-2015

    ГОСТ Р 56644-2015

    ГОСТ 31985-2013

    ГОСТ Р 50938-2013

    ГОСТ Р 56396-2015

    ГОСТ Р 52143-2013

    ГОСТ Р 55320-2012

    ГОСТ Р 55371-2012

    ГОСТ Р 56385-2015

    ГОСТ Р 56533-2015

    ГОСТ Р 56392-2015

    ГОСТ Р 55638-2013

    ГОСТ 31984-2012

    ГОСТ Р 50691-2013

    ГОСТ Р 50646-2012

    ГОСТ 21758-81

    ГОСТ Р 50936-2013

    ГОСТ Р 55372-2012

    ГОСТ Р 55595-2013

    ГОСТ Р 55635-2013

    ГОСТ Р 55962-2014

    ГОСТ Р 56534-2015

    ГОСТ Р 56536-2015

    ГОСТ 27792-88

    ГОСТ Р 55700-2013

    ГОСТ Р 56597-2015

    ГОСТ Р ИСО 13970-2013

    ГОСТ Р 55634-2013

    ГОСТ Р 56641-2015

    ГОСТ Р 56642-2015

    ГОСТ Р 56643-2015

    ГОСТ Р 56725-2015

    ГОСТ Р 56747-2015

    ГОСТ Р 56595-2015

    ГОСТ Р ИСО 10667-2-2015

    ГОСТ Р 56596-2015

    ГОСТ Р ИСО 13293-2013

    ГОСТ Р ИСО 21103-2015

    ГОСТ Р 52142-2013

    ГОСТ Р 52885-2013

    ГОСТ 32691-2014

    ГОСТ Р 52888-2013

    ГОСТ Р 53058-2013

    ГОСТ Р 55138-2012

    ГОСТ Р 55637-2013

    ГОСТ Р ИСО 25639-1-2015

    ГОСТ Р 56780-2015

    ГОСТ Р 56765-2015

    ГОСТ Р 54734-2011

    ГОСТ Р 55881-2013

    ГОСТ Р 54737-2011

    ГОСТ Р 54738-2011

    ГОСТ Р ИСО 13289-2013

    ГОСТ Р 55319-2012

    ГОСТ Р 55051-2012

    ГОСТ Р 54930-2012

    ГОСТ Р 56766-2015

    ГОСТ Р 54736-2011

    ГОСТ Р 56501-2015

    ГОСТ 33273-2015

    ГОСТ Р 54735-2011

    ГОСТ Р 55317-2012

    ГОСТ Р ИСО 10667-1-2015

    ГОСТ Р 56928-2016

    ГОСТ Р 56936-2016

    ГОСТ Р ИСО 11121-2012

    ГОСТ Р ИСО 11107-2012

    ГОСТ Р 53928-2010

    ГОСТ Р 55699-2013

    ГОСТ Р 53929-2010

    ГОСТ Р 53930-2010

    ГОСТ Р 53931-2010

    ГОСТ Р 54341-2011

    ГОСТ Р 54343-2011

    ГОСТ Р 54605-2011

    ГОСТ Р 55812-2013

    ГОСТ Р 54607.4-2015

    ГОСТ Р 56184-2014

    ГОСТ Р 54601-2011

    ГОСТ Р 54606-2011

    ГОСТ Р 54603-2011

    ГОСТ Р 54604-2011

    ГОСТ Р 54610-2011

    ГОСТ Р 54607.2-2012

    ГОСТ Р 54990-2012

    ГОСТ Р 55817-2013

    ГОСТ Р ИСО 24802-2-2009

    ГОСТ Р 54342-2011

    ГОСТ Р 55322-2012

    ГОСТ Р 53999-2010

    ГОСТ Р ИСО 24802-1-2009

    ГОСТ Р 51304-2009

    ГОСТ Р 52876-2007

    ГОСТ Р 52877-2007

    ГОСТ Р 53060-2008

    ГОСТ Р 53062-2008

    ГОСТ Р 53064-2008

    ГОСТ Р 53349-2009

    ГОСТ Р 54611-2011

    ГОСТ Р 55529-2013

    ГОСТ Р 53103-2008

    ГОСТ Р 51185-2014

    ГОСТ Р 54607.3-2014

    ГОСТ Р 53422-2009

    ГОСТ Р 54600-2011

    ГОСТ Р 53555-2009

    ГОСТ Р 53524-2009

    ГОСТ Р 53522-2009

    ГОСТ Р 50681-2010

    ГОСТ Р 53872-2010

    ГОСТ Р 57015-2016

    ГОСТ Р 53874-2010

    ГОСТ Р 53873-2010

    ГОСТ Р 53875-2010

    ГОСТ Р ИСО 24803-2009

    ГОСТ Р 53368-2009

    ГОСТ Р 57116-2016

    ГОСТ Р 57137-2016

    ГОСТ Р 57138-2016

    ГОСТ Р 57140-2016

    ПНСТ 153-2016

    ГОСТ Р 51108-2016

    ГОСТ Р 51773-2009

    ГОСТ Р 57280-2016

    ГОСТ Р 57287-2016

    ГОСТ Р ИСО 13810-2016

    ГОСТ Р 57369-2016

    ГОСТ Р 56781-2015

    ГОСТ Р 54607.1-2011

    ГОСТ Р 55881-2016

    ГОСТ Р 57486-2017

    ГОСТ Р 57488-2017

    ГОСТ Р 57527-2017

    ГОСТ Р 57261-2016

    ГОСТ Р 57014-2016

    ГОСТ Р 57547-2017

    ГОСТ Р 57579-2017

    ГОСТ Р 57526-2017

    ГОСТ Р ИСО 24801-2-2009

    ГОСТ Р 57582-2017

    ГОСТ Р 53928-2017

    ГОСТ Р ИСО 24801-3-2009

    ГОСТ Р ИСО 24801-1-2008

    ГОСТ Р 57597-2017

    ГОСТ Р 57616-2017

    ГОСТ Р 57634-2017

    ГОСТ Р 53931-2017

    ГОСТ Р 51870-2014

    ГОСТ Р 50690-2017

    ГОСТ Р 52886-2017

    ГОСТ Р 53555-2017

    ГОСТ Р 57595-2017

    ГОСТ Р 53874-2017

    ГОСТ Р 57759-2017

    ГОСТ Р 57760-2017

    ГОСТ Р 57806-2017

    ГОСТ Р 57615-2017

    ГОСТ Р 57807-2017

    ГОСТ Р 57839-2017

    ГОСТ Р 53423-2009

    ГОСТ Р 53064-2017

    ГОСТ Р 57854-2017

    ГОСТ Р 57853-2017

    ГОСТ Р 54605-2017

    ГОСТ Р 57888-2017

    ГОСТ Р 55138-2017

    ГОСТ Р 57635-2017

    ГОСТ Р 53062-2017

    ГОСТ Р 58090-2018

    ГОСТ Р 58091-2018

    ГОСТ Р 57805-2017

    ГОСТ Р 54990-2018

    ГОСТ Р 58182-2018

    ГОСТ Р 58183-2018

    ГОСТ Р 58191-2018

    ГОСТ Р 52059-2018

    ГОСТ Р 54607.10-2017

    ГОСТ Р 54737-2018

    ГОСТ Р 58235-2018

    ГОСТ Р 57621-2017

    ГОСТ Р 54599-2011

    ГОСТ Р 57960-2017

    ГОСТ Р 57286-2016

    ГОСТ Р 57974-2017

    ГОСТ Р 58258-2018

    ГОСТ Р 58259-2018

    ГОСТ Р 58262-2018

    ГОСТ Р 58261-2018

    ГОСТ Р 57581-2017

    ГОСТ Р 54609-2011

    ГОСТ Р 58263-2018

    ГОСТ Р 58260-2018

    ГОСТ Р 57279-2016

    ГОСТ Р 58264-2018

    ГОСТ Р 58265-2018

    ГОСТ Р ЕН 12522-1-2012

    ГОСТ Р ЕН 15565-2012

    ГОСТ Р 58187-2018

    ГОСТ Р ЕН 15602-2014

    ГОСТ Р ЕН 15733-2013

    ГОСТ Р 50644-94

    ГОСТ Р 50644-2009

    ГОСТ Р 50647-2010

    ГОСТ Р 50691-94

    ГОСТ Р 50690-2000

    ГОСТ Р 50762-95

    ГОСТ Р 50762-2007

    ГОСТ Р 58186-2018

    ГОСТ Р ЕН 15038-2014

    ГОСТ Р 50764-95

    ГОСТ Р 50764-2009

    ГОСТ Р 51142-98

    ГОСТ Р 50935-96

    ГОСТ Р 50645-94

    ГОСТ Р 51304-99

    ГОСТ Р 51306-99

    ГОСТ Р 51307-99

    ГОСТ Р 51660-2000

    ГОСТ Р 51308-99

    ГОСТ Р ЕН 12522-2-2014

    ГОСТ Р 51185-98

    ГОСТ Р 52025-2003

    ГОСТ Р 52024-2003

    ГОСТ Р 51929-2002

    ГОСТ Р 51185-2008

    ГОСТ Р 52113-2003

    ГОСТ Р 52142-2003

    ГОСТ Р 52059-2003

    ГОСТ Р 52143-2003

    ГОСТ Р 52297-2004

    ГОСТ Р 52298-2004

    ГОСТ Р 54607.9-2016

    ГОСТ Р 52495-2005

    ГОСТ Р 52496-2005

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 27013-2014

    ГОСТ Р 51108-97

    ГОСТ Р 52493-2005

    ГОСТ Р 52497-2005

    ГОСТ Р 52885-2007

    ГОСТ Р 52888-2007

    ГОСТ Р 52112-2003

    ГОСТ Р 54607.5-2015

    ГОСТ Р 53058-2008

    ГОСТ Р 53063-2008

    ГОСТ Р 53059-2008

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-3-2014

    ГОСТ Р 53061-2008

    ГОСТ Р 53108-2008

    ГОСТ Р 53997-2010

    ГОСТ Р 53347-2009

    ГОСТ Р 53107-2008

    ГОСТ Р 53348-2009

    ГОСТ Р 53998-2010

    ГОСТ Р 58202-2018

    ГОСТ Р 55323-2012

    ГОСТ Р 55628-2013

    ГОСТ Р 55321-2012

    ГОСТ Р 53995-2010

    ГОСТ Р 56100-2014

    ГОСТ Р 56192-2014

    ГОСТ Р 56197-2014

    ГОСТ Р 56101-2014

    ГОСТ Р 56831-2015

    ГОСТ Р 57013-2016

    ГОСТ Р 56220-2014

    ГОСТ Р 52058-2003

    ГОСТ Р 58393-2019

    ГОСТ 24826-81

    ГОСТ 20857-75

    ГОСТ Р 51142-2019

    ГОСТ Р 58237-2018

    ГОСТ Р 58413-2019

    ГОСТ Р 58414-2019

    ГОСТ Р 56194-2014

    ГОСТ Р 58436-2019

    ГОСТ Р 58392-2019

    ГОСТ Р 51773-2001

    ГОСТ Р 58421-2019

    ГОСТ Р 51617-2000

    ГОСТ Р 56935-2016

    ГОСТ Р 58437-2019

    ГОСТ Р ИСО 16391-2019

    ГОСТ Р 56193-2014

    ГОСТ Р 51870-2002

    ГОСТ Р ИСО 8669-1-2019

    ГОСТ Р ИСО 8670-1-2019

    ГОСТ Р ИСО 9949-1-2019

    ГОСТ Р ИСО 17190-1-2019

    ГОСТ Р ИСО 9949-2-2019

    ГОСТ Р 55318-2012

    ГОСТ Р ИСО 9949-3-2019

    ГОСТ Р ИСО 8669-2-2019

    ГОСТ Р ИСО 12505-1-2019

    ГОСТ Р ИСО 17190-3-2019

    ГОСТ Р 56195-2014

    ГОСТ Р ИСО 8670-2-2019

    ГОСТ Р 53061-2019

    ГОСТ Р 58552-2019

    ГОСТ Р ИСО 17190-4-2019

    ГОСТ Р ИСО 15621-2019

    ГОСТ Р 58394-2019

    ГОСТ Р 52497-2020

    ГОСТ Р 58962-2020

    ГОСТ Р 58963-2020

    ГОСТ Р ИСО 17190-11-2019

    ГОСТ Р 53875-2020

    ГОСТ Р 53349-2020

    ГОСТ Р 59295-2021

    ГОСТ Р 58784-2019

    ГОСТ Р 52888-2021

    ГОСТ Р 59363-2021

    ГОСТ Р 56199-2014

    ГОСТ Р 59324-2021

    ГОСТ Р 59403-2021

    ГОСТ Р 59400-2021

    ГОСТ Р 59325-2021

    ГОСТ Р 59404-2021

    ГОСТ Р 59405-2021

    ГОСТ Р 53873-2021

    ГОСТ Р 52876-2021

    ГОСТ Р 52058-2021

    ГОСТ Р 56221-2014

    ГОСТ Р 54735-2021

    ГОСТ Р 59455-2021

    ГОСТ Р 59454-2021

    ГОСТ Р 55700-2021

    ГОСТ Р 54736-2021

    ГОСТ Р 56100-2021

    ГОСТ Р 59297-2021

    ГОСТ Р 59449-2021

    ГОСТ Р 58592-2019

    ГОСТ Р 52877-2021

    ГОСТ Р 53872-2021

    ГОСТ Р 52884-2021

    ГОСТ Р 54738-2021

    ГОСТ Р 53929-2021

    ГОСТ Р 54734-2021

    ГОСТ Р 56101-2021

    ГОСТ Р 55637-2021

    ГОСТ Р 52143-2021

    ГОСТ Р 54607.8-2016

    ГОСТ Р 59362-2021

    ГОСТ Р 52025-2021

    ГОСТ Р 70218-2022

    ГОСТ Р 70040-2022

    ГОСТ Р 70216-2022

    ГОСТ Р 70219-2022

    ГОСТ Р ИСО 21416-2022

    ГОСТ Р 70217-2022

    ГОСТ Р 54733-2021

    ГОСТ Р 70388-2022

    ГОСТ Р 70365-2022

    ПНСТ 451.3-2020

    ГОСТ Р 70384-2022

    ГОСТ Р 59048-2020

    ГОСТ Р 70385-2022

    ГОСТ Р 70389-2022

    ГОСТ Р 70135-2022

    ГОСТ Р ИСО 12505-2-2019

    ГОСТ Р 54607.7-2016

    ГОСТ Р 52492-2005

    ГОСТ Р 58420-2019

    ГОСТ Р 54607.6-2015