ГОСТ Р 70190-2022

ОбозначениеГОСТ Р 70190-2022
НаименованиеУслуги по осуществлению развивающего ухода за детьми-инвалидами
СтатусПринят
Дата введения12.01.2022
Дата отмены-
Заменен на-
Код ОКС11.020.10
Текст ГОСТа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТ Р 70190— 2022



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2022

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский институт стандартизации» (ФГБУ «РСТ») и Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр в сфере поддержки лиц с нарушениями развития и их семей «Особое детство» (АНО ДПО ЭМЦ «Особое детство»)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 406 «Социальное обслуживание населения»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2022 г. № 537-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2022

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСЛУГИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РАЗВИВАЮЩЕГО УХОДА ЗА ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

Services for the implementation of developmental care for disabled children

Дата введения — 2022—12—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги по осуществлению развивающего ухода государственными, муниципальными и иных форм собственности организациями социального обслуживания, а также образовательными, медицинскими, реабилитационными организациями и гражданами, оказывающими услуги по уходу за детьми-инвалидами (далее — дети, ребенок).

Услуги по развивающему уходу предоставляют следующим категориям детей:

  • - с тяжелыми множественными нарушениями развития (МТНР);

  • - со значительно выраженными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, особенно в сочетании с выраженными нарушениями языковых и речевых функций;

  • - с выраженными нарушениями психических функций;

  • - с выраженными врожденными или рано приобретенными нарушениями зрения, слуха или сле-поглухотой;

  • - раннего возраста с любыми нарушениями, имеющими риск инвалидизации.

Настоящий стандарт устанавливает состав, объем, форму и содержание услуг по осуществлению развивающего ухода за детьми.

  • 2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52495 Социальное обслуживание населения. Термины и определения

ГОСТ Р 53874 Реабилитация и абилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных и аби-литационных услуг

ГОСТ Р 58258 Реабилитация инвалидов. Система реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

Издание официальное

  • 3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52495, а также следующие термины с соответствующими определениями:

  • 3.1 альтернативная и дополнительная коммуникация; АДК: Различные средства общения, специальные методики, специальные системы коммуникации, которые разрабатывают для детей, у которых по каким-то причинам отсутствует или затруднена звучащая речь.

  • 3.2 альтернативная коммуникация: Все виды неголосового общения, такие как коммуникация с использованием тела (жестов, мимики, движений), коммуникация через визуальные образы (письмо, символы, пиктограммы, изображения), коммуникация через тактильные ощущения.

  • 3.3 дополнительная коммуникация: Использование специальных средств коммуникации в дополнение к устной речи.

  • 3.4 близкий взрослый: Взрослый человек, с которым у ребенка формируются отношения привязанности.

  • 3.5 визуальная и тактильная поддержка: Символы, помогающие ребенку ориентироваться в пространстве, времени, последовательности событий или действий.

  • 3.6 депривация: Психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение длительного времени.

Примечание — Выделяют сенсорную, социально-психическую и другие виды депривации [1].

  • 3.7 жизненные компетенции: Навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы ребенку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

  • 3.8

инвалид: Лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

[[2], статья 1]

  • 3.9 позиционирование: Подбор безопасных поз и режима их смены для ребенка с двигательными нарушениями, препятствующих появлению вторичных осложнений.

  • 3.10 привязанность: Эмоциональная связь между ребенком и основным заботящимся о нем лицом.

Примечание — Привязанность, как правило, формируется в период младенчества, но имеет влияние на развитие и качество жизни ребенка и в течение следующих возрастных периодов.

  • 3.11 развивающая среда: Физические и психологические условия в окружении ребенка для его эмоционально-личностного и когнитивного развития, для появления у него новых способов взаимодействия с миром, расширения возможностей адаптации и саморегуляции.

  • 3.12

ребенок-инвалид: Лицо в возрасте до 18 лет, признанное в установленном порядке инвалидом. [ГОСТ Р 52495—2005, статья 2.4.17]

  • 3.13 совместно-разделенное внимание: Синхронизация внимания между двумя или более людьми (взрослыми и детьми), которые мысленно сосредоточены на одном и том же внешнем объекте и одновременно учитывают друг друга.

Примечание — Способность к совместно-разделенному вниманию — это способность смотреть на то, на что смотрит другой человек и понимать, что у другого человека свой зрительный опыт.

  • 3.14 социальная интеграция (интеграция в социуме, в обществе): Двусторонний процесс, направленный на социальную адаптацию ребенка или взрослого с нарушениями развития к общей системе социальных отношений и взаимодействий, а также на перестройку общества в соответствии с нуждами и потребностями таких людей.

  • 3.15 тяжелые множественные нарушения развития; ТМНР: Врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма, обусловленных наличием ор-2

ганических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т. д.

Примечание — ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности.

  • 4 Общие положения

    • 4.1 В отношении детей следует осуществлять развивающий уход, такой подход к уходу и сопровождению детей, в процессе которого, помимо задачи непосредственного физического ухода за ребенком, перед лицом, осуществляющим уход, стоят задачи установления эмоциональных отношений и развития способностей и возможностей подопечного, в том числе развития собственной активности ребенка, профилактика и преодоление сенсорной, двигательной, социальной и других форм депривации, развитие коммуникативных способностей ребенка, стимуляция двигательного развития, формирование навыков самообслуживания и участия в повседневных бытовых процедурах, развитие самовос-приятия и формирование образа себя.

Организацию услуг по осуществлению развивающего ухода необходимо проводить как можно раньше с учетом многопрофильной оценки нужд и сильных сторон ребенка [3].

  • 4.2 Услуги предоставляются не в виде отдельных занятий, они должны охватывать весь процесс ухода за ребенком. Взаимодействие с ребенком всегда должно осуществляться с соблюдением принципов развивающего ухода:

  • - уважения личности ребенка;

  • - индивидуального подхода;

  • - ориентированности на формирование основных жизненных компетенций;

  • - развития собственной активности ребенка;

  • - социальной интеграции;

  • - комплексного воздействия (см. А.6).

Данные принципы применимы в повседневном взаимодействии с ребенком не только ухаживающих лиц, но и других специалистов (врачей, педагогов, реабилитологов и др.).

  • 4.3 Стандарт устанавливает следующие виды услуг в целях осуществления развивающего ухода за детьми:

  • - услуги по разработке индивидуальной программы развивающего ухода;

  • - услуги по созданию базовых психологических условий для осуществления развивающего ухода;

  • - услуги по содействию ребенку в развитии самовосприятия и образа себя;

  • - услуги по содействию ребенку в когнитивном развитии;

  • - услуги по формированию навыков коммуникации;

  • - услуги по стимуляции двигательного развития;

  • - услуги по формированию навыков самообслуживания;

  • - услуги по формированию бытовых навыков;

  • - услуги по содействию социальной интеграции.

Услуги по обеспечению развивающего ухода не являются новыми отдельными услугами, но предполагают качественно новые требования к оказанию тех социальных услуг, которые уже предоставляются ребенку. При оказании услуги по кормлению ребенка, например лицо, осуществляющее развивающий уход, одновременно с этим должно оказывать ребенку услугу по созданию базовых психологических условий развития, содействию формирования навыков коммуникации, содействию развития самовосприятия, стимуляции двигательного развития и формирования навыков самообслуживания, в соответствии с индивидуальной программой развивающего ухода для данного ребенка.

Любая услуга по обеспечению развивающего ухода должна создавать специальную физическую и социальную среду (поведение взрослых), определенную в индивидуальной программе по обеспечению развивающего ухода для данного ребенка.

  • 4.4 Объем предоставляемой услуги по осуществлению развивающего ухода

Объем предоставления услуги по осуществлению развивающего ухода определяют индивидуально, вплоть до непрерывного осуществления развивающего ухода в течение всего времени бодрствования ребенка.

Примечание — Услуги по осуществлению развивающего ухода оказывают с учетом положений ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 53874, ГОСТ Р 58258.

  • 4.5 Содержание услуг

    4.5.1 Услуги по разработке индивидуальной программы развивающего ухода

    4.5.1.1 Услуги по разработке индивидуальной программы развивающего ухода направлены на:

  • - вовлечение в реализацию программы всех лиц, включенных в заботу о ребенке, родителей и специалистов, которые проводят время с ребенком;

  • - выстраивание командного взаимодействия между различными специалистами, ухаживающим персоналом, близкими взрослыми (в том числе родителями) и самим ребенком;

  • - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

  • 4.5.1.2 Услуги по разработке индивидуальной программы развивающего ухода осуществляет команда специалистов.

В команду должны входить близкий взрослый ребенка, лица, которые осуществляют уход за ребенком, и минимум один специалист. Этим специалистом может быть педагог, психолог, специалист по ранней помощи, специалист по медицинской реабилитации, специалист по реабилитации в социальной сфере, прошедшие дополнительную профессиональную подготовку в отношении работы с перечисленными категориями детей.

В случае, если в команде не хватает специалиста, обладающего специфическими умениями и знаниями, необходимыми для создания программы для конкретного ребенка, команда может привлекать внешних специалистов с целью получения консультаций и помощи в составлении программы, в том числе врачей.

Все участники команды должны регулярно встречаться для обсуждения основных сложностей, изменений у ребенка и постановки новых задач; участие ухаживающих взрослых в этих встречах обязательно. Регулярность встреч определяется индивидуально в зависимости от динамики развития ребенка и договоренностей внутри команды (не менее одного раза в месяц).

  • 4.5.1.3 Услуги по разработке программы развивающего ухода должны включать в себя:

  • а) выявление основных проблем ребенка и ухаживающих лиц в повседневной деятельности, в том числе с помощью проведения полуструктурированного интервью, которое проводит владеющий этим методом специалист;

  • б) проведение дополнительной оценки, при необходимости, компонентов проблем с помощью узконаправленных методик и шкал, которые используют отдельные специалисты, в том числе специализированных методик оценки уровня коммуникации, навыков приема пищи, оценки развития мануальных навыков и др.;

  • в) постановку целей и задач, которые должны быть конкретными, измеримыми с помощью методов оценки, доступных команде специалистов, достижимыми в рамках развивающего ухода, значимыми для развития ребенка, определенными по времени1);

  • г) составление программы развивающего ухода, в том числе описание развивающей физической и социальной среды для ребенка. В программе также устанавливают распределение ответственности между членами команды и привлеченными специалистами;

  • д) регулярную оценку достижения целей и изменений в повседневной жизни ребенка в рамках встречи команды.

  • 4.5.2 Услуги по созданию базовых психологических условий для осуществления развивающего ухода

    • 4.5.2.1 Услуги по созданию базовых психологических условий для осуществления развивающего ухода должны быть направлены на:

  • - обеспечение физической и психологической безопасности ребенка с нарушениями развития;

  • - установление у ребенка системы привязанностей;

  • - профилактику вторичных эмоциональных нарушений, нарушений контакта и депрессивных состояний;

  • - развитие навыков взаимодействия со взрослым;

  • - развитие навыков саморегуляции.

  • 4.5.2.2 Услуги по созданию базовых психологических условий для осуществления развивающего ухода должны включать в себя:

  • а) обеспечение удовлетворенности физиологических потребностей и поддержание хорошего самочувствия ребенка:

  • - поддержание условий для нормального дыхания;

  • - соблюдение режима питания и питьевого режима;

  • - своевременный отдых и достаточное количество сна;

  • - своевременное лечение основных нарушений ребенка и сопутствующих заболеваний, контроль боли;

  • - создание и поддержание удобных и безопасных поз у ребенка;

  • - использование безопасных способов перемещения ребенка;

  • б) создание комфортной физической среды:

  • - поддержание оптимальной температуры и чистоты окружающей ребенка среды;

  • - комфортный размер помещения;

  • - достаточное, но не перегружающее ребенка количество и интенсивность сенсорных стимулов;

  • - наличие и доступность необходимых для жизни предметов домашнего обихода;

  • - упорядоченность в хранении, использование визуальных и тактильных подсказок;

  • - доступность среды;

  • в) создание комфортной психологической обстановки:

  • - содействие развитию отношений привязанности между ребенком и близкими взрослыми, обеспечение стабильного личностного общения;

  • - помощь ребенку в ориентировке в происходящих событиях: предупреждение, повторяемость, использование расписания, эмоционально-смысловое комментирование событий (в том числе с использованием технологий и символов АДК);

  • - предоставление ребенку возможности влиять на происходящие с ним события;

  • - создание ситуаций личной эффективности;

  • - знакомство с людьми, находящимися рядом, и учет возможностей ребенка по взаимодействию с ними (в том числе, ограничение количества людей вокруг);

  • г) установление и поддержание эмоционального контакта ухаживающего взрослого с ребенком [4]:

  • - осуществление ко-регуляции: помощь ребенку в достижении комфортного состояния и расслабления;

  • - отслеживание знаков и сигналов ребенка, своевременное реагирование на них;

  • - информирование ребенка о своих действиях доступным для него способом;

  • - предоставление ребенку возможности проявить собственную активность (наличие паузы);

  • - поддержание темпа взаимодействия, соответствующего возможностям ребенка;

  • - знакомство ребенка с новым человеком в присутствии близкого взрослого, помощь ребенку в адаптации к новому ухаживающему взрослому;

  • - создание для ребенка возможности узнавать взрослого, осуществляющего уход: попадание взрослого в поле зрения ребенка, обращение к ребенку по имени, использование символов АДК для обозначения человека;

  • д) содействие развитию у ребенка механизмов саморегуляции (в том числе обучение ребенка умению обращаться за помощью ко взрослому).

  • 4.5.3 Услуги по содействию ребенку в развитии самовосприятия и образа себя

    • 4.5.3.1 Услуги по содействию ребенку в развитии самовосприятия и образа себя должны быть направлены на:

  • - привлечение внимания ребенка к своему телу;

  • - развитие представлений ребенка о своем теле (формирование внутренней схемы тела, осознание ребенком физических границ своего тела);

  • - осознание ребенком себя: своих эмоций, потребностей, компетенций, возможностей и особенностей;

  • - формирование возрастной, гендерной и ролевой идентичности.

  • 4.5.3.2 Услуги по содействию ребенку в развитии самовосприятия и образа себя должны включать:

  • а) поиск тактильных, визуальных, слуховых, обонятельных, вкусовых, мышечно-суставных и вестибулярных стимулов, которые доставляют ребенку удовольствие;

  • б) предъявление и называние ребенку различных ощущений в процессе ухода, а также комментирование эмоций и состояний, которые он демонстрирует в процессе ухода и в других повседневных ситуациях;

  • в) содействие развитию у ребенка представлений о собственном теле:

  • - помощь ребенку в освоении локализации ощущений на теле;

  • - формирование представлений о непрерывности тела (переход от точечной локализации к непрерывной схеме тела);

  • - помощь ребенку в узнавании и осознавании себя (называние ребенка по имени, предоставление ребенку возможности видеть свое отражение и отражения других людей в зеркале и на фотографиях, в том числе в процессе переодевания, игр с изменением внешности и др.);

  • г) предъявление ребенку различных гендерных и ролевых моделей, соответствующих его возрасту (чтение и рассказывание историй, просмотр изображений, фото- и видео-материалов, проигрывание сюжетов, героями которых являются как нормотипичные, так и особые сверстники ребенка);

  • д) создание возможностей для ребенка выбирать свою одежду, прическу и другие атрибуты своей внешности, а также внешний вид своей комнаты, в рамках имеющихся у него возможностей, интересов, предпочтений;

  • е) обеспечение ребенку доступа к значимым для него личным вещам (фотографиям, подаркам от близких, продуктам его творчества и т. п.), которые будут способствовать формированию у него чувства принадлежности к определенному сообществу, напоминать о важных событиях его жизни, поддерживать позитивное отношение к себе.

  • 4.5.4 Услуги по содействию ребенку в когнитивном развитии

    • 4.5.4.1 Услуги по содействию ребенку в когнитивном развитии должны быть направлены на:

  • - получение разнообразного сенсорного опыта, профилактику сенсорной и моторной депривации;

  • - формирование представлений об окружающем мире, свойствах и функциях объектов, а также формирование у ребенка символических и языковых понятий, обозначающих эти свойства;

  • - формирование у ребенка умения использовать объекты окружающего мира в своих целях;

  • - формирование у ребенка умения соотносить и адаптировать возможности своего тела во взаимодействии с объектами окружающего мира для достижения задуманного результата;

  • - освоение причинно-следственных связей между событиями, а также других мыслительных операций (сравнение, сериация, нахождение взаимно-однозначных соответствий и пр.).

  • 4.5.4.2 Услуги по содействию ребенку в когнитивном развитии должны включать:

  • а) обеспечение физической безопасности процесса исследовательской активности ребенка, обучение ребенка понятиям «опасно-безопасно», избеганию опасных действий с предметами и пространством, умению планировать безопасное взаимодействие с объектами внешнего мира;

  • б) наблюдение за самостоятельной исследовательской активностью ребенка в отношении поверхностей, материалов и объектов окружающей предметной среды, с которыми он взаимодействует, вовлекая различные сенсорно-перцептивные модальности: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус и оральное обследование, вибрационное чувство, проприоцепцию, суставно-мышечное чувство;

  • в) речевое комментирование и комментирование с помощью средств АДК исследовательских действий ребенка, а также основных свойств и функций предметов, поверхностей и материалов, с которыми он взаимодействует;

  • г) расширение познавательной мотивации, интересов и активности ребенка через:

  • - создание развивающей среды [1] — пространств и ситуаций, в которых ребенок сам может обнаруживать и исследовать новые объекты либо новые свойства уже известных ребенку объектов, исследовать варианты действий с ними, а также познавать себя и свои возможности во взаимодействии с этими пространствами и объектами; создание ситуаций для сравнения объектов, изучения их размеров, количества и других свойств;

  • - подбор различных по модальности, интенсивности сенсорных стимулов, соответствующих особенностям и интересам ребенка: освещение; цвет и контраст поверхностей и предметов; звуковая насыщенность (подбор громкости звуков, выбор тембра и громкости голоса окружающих, шумоизоляция, предъявление соответствующих интересам ребенка аудиоматериалов); запахи и вкусы (в том числе предлагаемой пищи); текстуру, плотность и форму поверхностей и предметов в зависимости от задач стимуляции тактильного и проприоцептивного чувства, а также задач сенсомоторного развития ребенка;

  • - указание или демонстрацию свойств (в том числе различных по модальностям сенсорного восприятия) и функций объектов, которые могут быть ребенку интересны или полезны для обеспечения своих нужд или продуктивной активности;

  • - демонстрация ребенку и помощь в реализации функциональных действий с интересующими ребенка объектами окружающего мира с целью удовлетворения познавательных мотивов и достижения значимого для ребенка результата как в процессе самообслуживания, так и в процессе игры и других занятий;

  • - использование тактильных стратегий взаимодействия, в частности «рука-под-рукой» и «рука-в-руке», для поддержания совместного внимания, демонстрации и указания.

  • 4.5.5 Услуги по формированию навыков коммуникации

    • 4.5.5.1 Услуги по формированию навыков коммуникации должны быть направлены на:

  • - создание предсказуемости и понятности происходящего для ребенка;

  • - развитие импрессивной коммуникации;

  • - развитие экспрессивной коммуникации;

  • - развитие у детей основных коммуникативных навыков: умение привлечь внимание и удерживать его в процессе коммуникации; инициировать процесс коммуникации; выйти из коммуникации социально приемлемым способом;

  • - создание возможности для ребенка сообщить свое отношение к происходящему и повлиять на него, а также сообщать что-то значимое;

  • - развитие у ребенка независимости и автономии;

  • - поддержку познавательного и социального развития;

  • - повышение качества жизни и возможность включения в социальную жизнь ребенка с инвалидностью или риском инвалидизации.

  • 4.5.5.2 Услуги по формированию навыков коммуникации должны включать в себя:

  • а) создание условий, необходимых для осуществления хорошего коммуникативного акта:

  • - создание безопасного контекста: подбор подходящего времени, места;

  • - обеспечение наличия значимых партнеров в ходе коммуникации;

  • - поиск и формирование коммуникативной мотивации у ребенка;

  • - формирование совместно-разделенного внимания и создание условий для его проявления;

  • - создание условий для формирования диалога, очередности высказываний участников;

  • - формирование общего языка и формы коммуникации;

  • б) осуществление поддержки естественной коммуникации ребенка и досимвольного общения:

  • - развитие импрессивной коммуникации и понимая речи через использование ясного языка, русского жестового языка, дактильной азбуки, артикуляции губ, тифлосурдоперевода и регулярное предъявление символов дополнительной коммуникации в течение дня в процессе повседневного общения и ухода за ребенком (в том числе использования предметного или визуального расписания);

  • в) подбор средств и введение системы АДК для развития коммуникации ребенка:

  • - формирование навыка выбора;

  • - подбор системы АДК (в том числе консультации специалистов по АДК);

  • - развитие импрессивной коммуникации и понимания речи через использование ясного языка и регулярное предъявление символов дополнительной коммуникации в течение дня в процессе повседневного общения и ухода за ребенком (в том числе использование предметного или визуального расписания);

  • - развитие у ребенка навыков ориентировки в пространстве, времени и последовательности событий, а также правилах поведения, принятых в обществе, с помощью символов АДК (маркировка пространства с помощью символов АДК);

  • - структурирование времени с помощью символов доступных ребенку модальностей;

  • - структурирование выполнения деятельности с помощью символов АДК;

  • - обозначение партнеров по взаимодействию и коммуникации с помощью символов АДК;

  • - структурирование социальных ролей и правил поведения в обществе (социальные истории, визуальные правила).

  • 4.5.6 Услуги по стимуляции двигательного развития ребенка

    • 4.5.6.1 Услуги по стимуляции двигательного развития должны быть направлены на:

  • - профилактику вторичных осложнений;

  • - предотвращение гиподинамии;

  • - тренировку двигательных навыков в обычных бытовых ситуациях;

  • - повышение самостоятельности ребенка.

  • 4.5.6.2 Услуги по стимуляции двигательного развития должны включать в себя:

  • а) составление и соблюдение программы физического сопровождения:

  • - подбор и использование стабильных, безопасных поз в течение дня и ночи (24 часа в сутки);

  • - подбор и использование функциональных поз для выполнения деятельности;

  • - своевременная смена позы (прежде, чем становятся заметны признаки истощения ребенка в позе, но не реже, чем раз в час днем и раз в два часа ночью);

  • - подбор, адаптация и использование индивидуальных технических средств реабилитации, обеспечивающих максимально доступную мобильность ребенку;

  • - соблюдение режима ношения ортопедических изделий (ортезы, корсеты, ортопедическая обувь);

  • б) стимуляцию двигательной активности ребенка:

  • - стимуляцию активного участия ребенка в смене позы, передвижении, самообслуживании, обучение использованию доступных ему движений в обычных бытовых ситуациях; при этом важно поддерживать как полностью самостоятельное выполнение деятельности, так и частичное — выполнение отдельных этапов, совместное движение, выполнение с помощью взрослого;

  • - создание активной развивающей среды, способствующей использованию имеющихся у ребенка двигательных навыков;

  • - организация подвижных игр, в том числе с другими детьми, прогулок, с учетом двигательных возможностей ребенка;

  • - содействие занятиям физической культурой и адаптивным спортом.

  • 4.5.7 Услуги по формированию навыков самообслуживания

    • 4.5.7.1 Услуги по формированию навыков самообслуживания должны быть направлены на:

  • - ориентировку ребенка в бытовых рутинах, связанных с уходом;

  • - повышение вовлеченности в процесс ухода;

  • - переход от объектной позиции к субъектной;

  • - обучение навыкам самостоятельного приема пищи, переодевания, выполнению гигиенических процедур с целью последующего уменьшения количества помощи;

  • - формирование привычки своевременного ухода за собой.

  • 4.5.7.2 Услуги по формированию навыков самообслуживания должны включать в себя:

  • а) содействие самостоятельности во время приема пищи:

  • - обеспечение безопасности и эффективности еды; предотвращение аспираций, поперхивания, удушья, обезвоживания, белково-энергетической недостаточности через правильное позиционирование во время еды; подбор подходящей консистенции пищи и питья; подбор темпа кормления, размера ложки, диаметра дырочки в соске;

  • - ориентацию в процессе приема пищи (начало процесса кормления, приближение ложки ко рту, вытирание рта салфеткой, окончание приема пищи);

  • - обучение жеванию, переход от жидкой пищи к разнообразным консистенциям;

  • - обучение умения снимать еду с ложки губами, облизывать, пить из чашки, пить через трубочку;

  • - стимуляцию самостоятельности во время приема пищи; обучение использованию столовых приборов, зачерпыванию, накалыванию, донесению до рта, возвращению в тарелку, при необходимости, подбор адаптированной посуды;

  • - содействие развитию понимания голода, жажды, сытости; обучение ребенка сообщению о своих потребностях;

  • - обучение различению съедобного и несъедобного, хорошей и испорченной еды;

  • - передачу ребенку контроля в процессе еды: выбор продуктов, количества еды, последовательности приема разных продуктов;

  • б) формирование навыков одевания и раздевания:

  • - надевание и снимание различных предметов гардероба: футболок, кофт, рубашек, штанов, юбок, носков, колготок, нижнего белья, шапок, варежек, перчаток, курток, шарфов, обуви, принятых в культуре, в которой живет ребенок, самостоятельное или с частичной помощью;

  • - обучение ребенка выбору одежды, подходящей по погоде и ситуации;

  • - обучение умению найти свою одежду в шкафу (при необходимости с использованием визуальной и тактильной поддержки), отличить свою одежду от чужой;

  • - освоение последовательности снимания и надевания одежды;

  • в) формирование туалетных навыков:

  • - содействие ребенку в развитии самовосприятия и понимания потребности сходить в туалет, обучение сообщению об этом;

  • - обучение последовательности действий при посещении туалета и использованию средств личной гигиены;

  • - обучение общепринятым правилам при посещении туалета;

  • г) формирование навыков гигиенического ухода:

  • - чистки зубов;

  • - умывания;

  • - мытья рук;

  • - мытья волос;

  • - мытья тела;

  • - причесывания.

  • 4.5.8 Услуги по формированию бытовых навыков

    • 4.5.8.1 Услуги по формированию бытовых навыков должны быть направлены на:

  • - знакомство с окружающим миром, формирование адекватной картины мира;

  • - повышение самостоятельности в быту, подготовку к взрослой жизни;

  • - формирование простых трудовых навыков.

  • 4.5.8.2 Услуги по формированию бытовых навыков должны включать в себя:

  • а) формирование бытовых навыков у ребенка, связанных с приемом пищи:

  • - покупка продуктов в магазине;

  • - выращивание зелени, овощей, фруктов, уход за растениями, сбор урожая;

  • - приготовление еды;

  • - знание простых рецептов или умение пользоваться написанным или наглядным рецептом в символах;

  • - мытье овощей и фруктов;

  • - чистка овощей;

  • - нарезание продуктов на куски нужного размера в зависимости от блюда;

  • - использование терки, мясорубки, венчика, блендера, других приспособлений для приготовления еды и кухонной техники;

  • - термическая обработка продуктов, использование плиты, духовки, микроволновки, мультиварки;

  • - адекватное использование соли, сахара, специй;

  • - сервировка стола;

  • - накладывание еды, умение положить нужное количество еды;

  • - мытье посуды;

  • - сохранение остатков еды в холодильнике;

  • б) формирование бытовых навыков, связанных с переодеванием:

  • - покупка одежды, выбор одежды, подходящей по размеру;

  • - стирка одежды;

  • - развешивание постиранного белья;

  • - снимание высохшего белья;

  • - утюжение одежды;

  • - хранение одежды, раскладывание и развешивание одежды в шкафу, умение ориентироваться в шкафу, находить нужную одежду;

  • - починка одежды: пришивание пуговиц, подшивание;

  • в) формирование бытовых навыков, связанных с уборкой:

  • - подметание;

  • - мытье пола;

  • - использование пылесоса;

  • - вытирание пыли;

  • - мытье окон;

  • - чистка сантехники;

  • - вынос мусора;

  • - наведение порядка на столе, в шкафу, сортировка вещей;

  • г) обучение финансовой грамотности:

  • - формирование представление о покупательской функции денег;

  • - узнавание номинального достоинства купюр;

  • - выполнение операций с деньгами;

  • - хранение денег в определенном месте;

  • - планирование покупок;

  • д) обучение ориентировке и самостоятельному перемещению в пространстве:

  • - формирование представлений о расположении объектов в пространстве относительно тела ребенка или какого-то значимого объекта (вверху, внизу, слева, справа, внутри, снаружи, близко, далеко и т. п.);

  • - обучение умению ориентироваться на постоянные признаки физической среды;

  • - для детей с выраженными нарушениями зрения освоение техник перемещения со зрячим сопровождающим, собакой-поводырем, с тростью;

  • - освоение перемещения в рамках определенных маршрутов;

  • - обучение ориентированию в городской и сельской среде, пользованию общественным транспортом, соблюдению правил дорожного движения;

  • - обучение использованию карт, навигаторов и тому подобного, а также их аналогов для пользователей АДК.

  • 4.5.9 Услуги по содействию социальной интеграции

    • 4.5.9.1 Услуги по содействию социальной интеграции должны быть направлены на:

  • - реализацию права ребенка жить и воспитываться в семье;

  • - формирование адекватной картины мира;

  • - расширение возможностей адаптации, умения справляться с различными ситуациями, принимать разные правила и роли;

  • - получение возможности общаться с людьми разного возраста и пола, в том числе с нормотипичными сверстниками;

  • - приобретение социального опыта, доступного здоровым сверстникам.

  • 4.5.9.2 Услуги по содействию социальной интеграции должны включать в себя:

  • а) поддержку кровной семьи с целью профилактики отказов, содействие устройству детей-сирот в семью и восстановление связей ребенка с кровной семьей;

  • б) нормализацию жизни:

  • - поддержание у ребенка нормального суточного, недельного, годового ритма;

  • - обеспечение возможности жить на достойном уровне, подчиняться общим правилам;

  • в) помощь в адаптации к новым взрослым, установлении контакта и развитии взаимоотношений с ними;

  • г) обучение взаимодействию с другими детьми, поддержка и развитие совместной игры;

  • д) подготовку ребенка к новым событиям и ситуациям через проигрывание, чтение книг на тему предстоящего события, просмотр видео, моделирование ситуации, в том числе через использование технологии «социальные истории», а также визуальных или тактильных подсказок с использованием средств АДК;

  • е) обучение ребенка правилам поведения в обществе;

  • ж) создание доступной среды (физической и социальной) как в месте проживания ребенка, так и во всех организациях поселения, общественном транспорте и объектах инфраструктуры;

  • и) сопровождение ребенка (помощь в адаптации, саморегуляции, взаимодействии, перемещении, деятельности) в разнообразных социальных ситуациях:

  • - посещении образовательных организаций, детского сада, школы, учреждений профессионального образования в зависимости от возраста ребенка, учреждений дополнительного образования;

  • - посещении магазинов, почты, банка, кафе и других объектов инфрастуктуры населенного пункта, в котором проживает ребенок;

  • - использовании общественного транспорта;

  • - прогулках на детских площадках, в парках;

  • - посещении культурно-досуговых учреждений: музеев, театров, цирков, библиотек, клубов, концертных залов, кинотеатров, зоопарков и тому подобного, участии в культурных мероприятиях — праздниках, мастер-классах, экскурсиях, конкурсах, встречах и др.;

  • - посещении физкультурно-оздоровительных учреждений — спортивных центров, бассейнов, стадионов, катков, участии в занятиях физкультурой и спортом;

  • - участии в религиозных обрядах в зависимости от вероисповедания самого ребенка или его семьи;

  • к) помощь в осмыслении прошедших событий, просмотр фото и видеоматериалов, составление дневников событий, в том числе с использованием средств АДК.

Приложение А (справочное)

Принципы развивающего ухода

А.1 Принцип уважения личности ребенка

Основа этого принципа — принятие ребенка со всеми присущими ему особенностями, внимательное отношение к его чувствам и потребностям, предоставление возможности свободного выбора и личной самостоятельности.

При взаимодействии с ребенком необходимо учитывать его возможности и давать ему время ими воспользоваться, а также помогать в расширении их границ, какими бы они ни были изначально.

А.2 Принцип индивидуального подхода

Учет индивидуальных особенностей, интересов и потребностей воспитанника должен отражаться на всех этапах оказания психолого-педагогической помощи: при постановке ее целей, при планировании необходимых для ее реализации мероприятий, технологии помощи, при оценке динамики развития ребенка и в ежедневном взаимодействии с ним.

А.З Принцип ориентированности на формирование основных жизненных компетенций

Целью психолого-педагогической помощи ребенку является появление навыков, которые применимы в повседневной жизни, а также предпосылок элементарной трудовой деятельности; при этом важно, чтобы у воспитанника формировалось на доступном для него уровне понимание значения и смысла происходящего.

Большую часть работы необходимо проводить не в форме занятий с заданиями, а в обычных бытовых ситуациях.

Показателем успешности работы являются изменения в реальной жизни, причем не только появление сформированного навыка, но и повышение вовлеченности ребенка в те или иные виды деятельности.

А.4 Принцип развития собственной активности ребенка

Активность ребенка заключается в возможности проявлять инициативу и принимать участие в осуществлении ежедневной деятельности; повышение собственной активности ребенка, переход от объектной к субъектной позиции в значимых для него сферах жизни рассматривается как приоритетная цель в развитии.

А.5 Принцип социальной интеграции

Для успешного развития дети должны приобретать социальный опыт, доступный их сверстникам — посещение детского сада, обучение в школе, занятия адаптированной физкультурой и спортом, прогулки на детских площадках, участие в культурных и досуговых мероприятиях и т. д.

А.6 Принцип комплексного воздействия

Действия всех людей, принимающих участие в работе с ребенком, должны быть согласованы. Для этого необходимо формировать команду из специалистов, а также родственников ребенка или других людей, осуществляющих уход за ним, обсуждать действия разных членов команды, совместно определять цели развивающей работы, общие и частные задачи, с учетом актуальных потребностей ребенка и особенностей той социальной и физической среды, в которой он живет.

Библиография

  • [1] Битова А.Л., Бояршинова О.С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. — М.: Теревинф, 2018

  • [2] Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

  • [3] Конвенция ООН о правах инвалидов (2006) (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г., ратифицирована Федеральным законом Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»)

  • [4] Захарова И.Ю., Моржина Е.В. Игровая педагогика. — М.: Теревинф, 2018

УДК 614.29; 616-71616-036.865:006.354

ОКС 11.020.10


Ключевые слова: развивающий уход, дети-инвалиды, тяжелые множественные нарушения развития

Редактор Н.А. Аргунова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Сдано в набор 29.06.2022. Подписано в печать 13.07.2022. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,68.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

1

) Примеры целей для ребенка с ТМНР: 1) через 2 недели ребенок В. может самостоятельно пройти 10 шагов по коридору в ходунках; 2) через 3 недели ребенок М. может самостоятельно съесть 5 ложек вязкой пищи во время каждого приема пищи.

Другие госты в подкатегории

    ГОСТ ISO 13485-2017

    ГОСТ Р 51088-2013

    ГОСТ ISO 10993-4-2020

    ГОСТ Р 51538-99

    ГОСТ Р 52887-2007

    ГОСТ Р 52887-2018

    ГОСТ Р 53022.1-2008

    ГОСТ Р 53022.3-2008

    ГОСТ Р 53022.2-2008

    ГОСТ Р 53022.4-2008

    ГОСТ Р 53079.1-2008

    ГОСТ Р 53079.2-2008

    ГОСТ Р 53079.3-2008

    ГОСТ Р 51352-2013

    ГОСТ Р 53133.3-2008

    ГОСТ Р 53133.4-2008

    ГОСТ Р 53930-2019

    ГОСТ Р 55635-2020

    ГОСТ Р 55747-2013

    ГОСТ Р 55748-2013

    ГОСТ Р 55991.5-2014

    ГОСТ Р 55991.6-2014

    ГОСТ Р 55991.7-2014

    ГОСТ Р 56699-2015

    ГОСТ Р 56700-2015

    ГОСТ Р 53133.1-2008

    ГОСТ Р 53133.2-2008

    ГОСТ Р 57298-2016

    ГОСТ Р 58262-2020

    ГОСТ Р 58265-2020

    ГОСТ Р 56701-2015

    ГОСТ Р 58164-2018

    ГОСТ Р 58444-2019

    ГОСТ Р 58526-2019

    ГОСТ Р 58445-2019

    ГОСТ Р 59901-2021

    ГОСТ Р 59902-2021

    ГОСТ Р ИСО/ТО 14969-2007

    ГОСТ Р ИСО/ТО 22869-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-1-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТС 10993-20-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-13-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-14-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-11-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-2-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-12-2009

    ГОСТ Р 53079.4-2008

    ГОСТ Р ИСО 10993-9-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-16-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-3-2009

    ГОСТ Р ИСО 10993-15-2001

    ГОСТ Р ИСО 10993.3-99

    ГОСТ Р ИСО 10993.10-99

    ГОСТ Р ИСО 10993.16-99

    ГОСТ Р ИСО 10993.5-99

    ГОСТ Р ИСО 10993.11-99

    ГОСТ Р ИСО 13485-2004

    ГОСТ Р ИСО 10993.12-99

    ГОСТ Р ИСО 15225-2003

    ГОСТ Р ИСО 10993.9-99

    ГОСТ Р ИСО 10993.4-99

    ГОСТ Р ИСО 10993.7-99