ГОСТ Р 58306-2018

ОбозначениеГОСТ Р 58306-2018
НаименованиеОрганы управления и средства отображения информации в кабине машиниста железнодорожного тягового подвижного состава. Эргономические требования
СтатусДействует
Дата введения01.01.2019
Дата отмены-
Заменен на-
Код ОКС45.060
Текст ГОСТа

ГОСТ Р 58306-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В КАБИНЕ МАШИНИСТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Эргономические требования

Control levers and information display devices in the cab of railway traction rolling stock. Ergonomic requirements

ОКС 45.060

Дата введения 2019-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 декабря 2018 г. N 1104-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на органы управления (ОУ) и средства отображения информации (СОИ) в кабине машиниста железнодорожного тягового подвижного состава (ТПС) и устанавливает требования к их размещению и взаимному расположению на пульте управления.

Примечание - Требования настоящего стандарта могут быть применены к размещению и взаимному расположению ОУ и СОИ на пульте управления специального самоходного подвижного состава.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 21480 Система "Человек-машина". Мнемосхемы. Общие эргономические требования

ГОСТ 21753 Система "Человек-машина". Рычаги управления. Общие эргономические требования

ГОСТ 21786 Система "Человек-машина". Сигнализаторы звуковые неречевых сообщений. Общие эргономические требования

ГОСТ 22613 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели поворотные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22614 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели клавишные и кнопочные. Общие эргономические требования

ГОСТ 22615 Система "Человек-машина". Выключатели и переключатели типа "Тумблер". Общие эргономические требования

ГОСТ 31187-2011 Тепловозы магистральные. Общие технические требования

ГОСТ 31428-2011 Тепловозы маневровые с электрической передачей. Общие технические требования

ГОСТ 31666-2014 Дизель-поезда. Общие технические требования

ГОСТ 32216-2013 Специальный железнодорожный подвижной состав. Общие технические требования

ГОСТ 33327-2015 Рельсовые автобусы. Общие технические требования

ГОСТ Р 55364-2012 Электровозы. Общие технические требования

ГОСТ Р 55434-2013 Электропоезда. Общие технические требования

ГОСТ Р 56286-2014 Локомотивы маневровые, работающие на сжиженном природном газе. Общие технические требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 тяговый подвижной состав; ТПС: Железнодорожный подвижной состав, обладающий тяговыми свойствами и включающий в себя локомотивы и моторвагонный подвижной состав.

3.2

кабина машиниста (Нрк. кабина управления): Отделенная перегородками часть кузова железнодорожного подвижного состава, в которой расположены рабочие места локомотивной бригады, приборы и устройства для управления локомотивом, моторвагонным подвижным составом, специальным железнодорожным подвижным составом.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.136]

3.3 торцевая непроходная кабина: Кабина машиниста, расположенная в торце кузова железнодорожного тягового подвижного состава, не имеющая двери для прохода в остальную часть кузова или присоединенный подвижной состав.

3.4 торцевая проходная кабина: Кабина машиниста, расположенная в торце кузова железнодорожного тягового подвижного состава и имеющая двери для прохода в остальную часть кузова или присоединенный подвижной состав.

3.5 башенная кабина: Кабина машиниста, расположенная в средней части или в торце железнодорожного тягового подвижного состава с кузовом капотного типа выше уровня его кузова.

3.6 уровневая кабина: Кабина машиниста, расположенная в средней части или в торце железнодорожного тягового подвижного состава с кузовом капотного типа, не превышающая уровень его кузова.

3.7 рабочее место: Часть пространства кабины машиниста, оснащенная необходимыми техническими средствами отображения информации, органами управления и вспомогательными устройствами и предназначенная для осуществления управляющей деятельности локомотивной бригады.

3.8 пульт управления машиниста подвижного состава (пульт управления): Комплекс устройств для управления железнодорожным тяговым подвижным составом.

3.9 орган управления; ОУ: Техническое средство (механическое, электронное, электронно-механическое, пневмомеханическое и т.п.), предназначенное для передачи управляющих воздействий от машиниста (помощником машиниста) к системам железнодорожного тягового подвижного состава.

3.10 средство отображения информации; СОИ: Устройство, предназначенное для восприятия машинистом (помощником машиниста) сигналов о состоянии объекта воздействия, значениях параметров, достижении предельного или отказного состояния.

3.11 информационная панель пульта управления: Панель пульта управления, предназначенная для размещения средств отображения информации (индикаторов и сигнализаторов агрегатов основного и вспомогательного оборудования, а также параметров ведения поезда).

3.12 моторная панель пульта управления: Панель пульта управления, предназначенная для размещения органов управления железнодорожным подвижным составом.

3.13 моторное поле (рабочего места): Часть рабочего места машиниста (помощника машиниста), в котором размещены используемые машинистом (помощником машиниста) органы управления и осуществляются его двигательные действия по управлению железнодорожным подвижным составом.

3.14

контроллер машиниста: Электрический аппарат, служащий на электрическом тяговом подвижном составе для управления работой тяговых электродвигателей в тяговом и тормозном режимах, на тепловозах - для изменения мощности дизеля; с помощью контроллера машиниста изменяют направление движения подвижного состава.

[ГОСТ 34056-2017, статья 3.2.138]

3.15 мнемосхема: Способ (вид) отображения информации, позволяющий в наглядном виде воспроизводить структуру и динамику состояний объекта или процесса управления железнодорожным тяговым подвижным составом.

4 Общие положения

4.1 Основные органы управления движением локомотивов, моторвагонного подвижного состава (МВПС) и средства отображения информации должны быть установлены на пульте управления в зоне рабочего места машиниста.

4.2 Основные параметры планировки кабины машиниста, пульта управления и параметры установки кресла машиниста при организации рабочего места машиниста (помощника машиниста) должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами на тяговый подвижной состав соответствующего типа (см. таблицу 1).

Таблица 1

Тип тягового подвижного состава

Нормативный документ, устанавливающий требования к основным параметрам планировки кабины машиниста, размеры пульта управления и параметры установки кресла машиниста

Тепловозы магистральные с электрической передачей, предназначенные для грузовых и пассажирских перевозок

ГОСТ 31187-2011, таблицы Д.1 и Д.2 приложения Д

Тепловозы с электрической передачей, предназначенные для маневровой и маневрово-вывозной работы

ГОСТ 31428-2011, таблицы Д.1 и Д.2 приложения Д

Локомотивы маневровые на сжиженном природном газе

ГОСТ Р 56286-2014, приложение Б

Специальный самоходный железнодорожный подвижной состав

ГОСТ 32216-2013, таблица А.2 приложения А

Электровозы, предназначенные для грузовых и пассажирских перевозок

ГОСТ Р 55364-2012, пункты 11.6.1; 11.6.2

Электропоезда

ГОСТ Р 55434-2013, таблица 11 и таблица И.1 приложения И

Дизель-поезда и дизель-электропоезда

ГОСТ 31666-2014, таблицы Б.13 и Б.14 приложения Б

Рельсовые автобусы

ГОСТ 33327-2015, подразделы 8.1 и 8.3

При расположении пульта управления и кресла машиниста следует соблюдать соответствие осей симметрии панелей пульта, ниши и кресла (по расположению в одной вертикальной плоскости).

Для пультов управления в торцевых проходных, башенных и уровневых кабинах (см. 4.9.1) расположение осей симметрии панелей в одной вертикальной плоскости с осями симметрии кресла и ниши пульта носит рекомендательный характер.

4.3 Форма и конструкция пульта управления, размещение ОУ и СОИ должны обеспечивать свободу движений верхних и нижних конечностей машиниста (помощника машиниста) в зоне легкой досягаемости моторного поля при воздействии на основные ОУ и удобство наблюдения за СОИ и впереди лежащим путем как в положении сидя, так и в положении стоя.

4.4 На пульте управления размещают только необходимые для непосредственного управления ТПС во время движения СОИ и ОУ, определенные на основе алгоритма управления ТПС конкретного типа.

4.5 ОУ устанавливают на пульте управления в зонах, ранжированных по степени досягаемости с учетом их оперативной значимости и частоты использования.

С целью предупреждения ошибочных действий машиниста все основные ОУ должны легко распознаваться (зрительно или тактильно), между ОУ должно быть предусмотрено свободное пространство, позволяющее манипулировать ими без задевания соседних органов управления. Переключение ОУ, имеющих ступенчатый (дискретный) характер переключения с одной управляющей позиции на другую, должно сопровождаться хорошо различимым звуковым подтверждением (щелчком и т.п.).

ОУ, случайное воздействие на которые может привести к нештатной ситуации, должны иметь специальную защиту, снятие которой требует дополнительного действия. Для воздействия на эти органы управления должно быть предусмотрено не менее двух действий (движений).

4.6 СОИ на пульте управления размещают с учетом приоритетности их использования и минимизации движений глаз в зонах: центральной (с углом примерно 4°), ясного видения (от 30° до 35°) и периферического зрения (от 75° до 90°) (см. рисунок 1).

Примечание - Следует иметь в виду, что в центральной зоне машинист четко различает детали изображения, а в периферической зоне предмет обнаруживается, но не распознается.

4.7 Рекомендуется установка СОИ и ОУ многоцелевого назначения для сокращения их количества.

4.8 СОИ и ОУ на панелях пульта управления следует размещать группами, объединенными по их функциональному назначению (см. раздел 7).

При функциональном зонировании пульта управления и группировке СОИ и ОУ допускаются отдельные обоснованные отступления от положений раздела 7.

4.9 Формообразование пульта управления

4.9.1 Для обеспечения досягаемости ОУ и наилучшего обзора в торцевых непроходных кабинах пульт управления должен иметь трапециевидное (3-7-сегметное) очертание вокруг машиниста с выемкой для туловища (см. рисунок 1).

Примечание - Предлагаемая конфигурация пульта позволяет обеспечить максимальную унификацию рабочего места, в том числе возможность единообразного размещения СОИ и ОУ.

В торцевых проходных, башенных и уровневых кабинах пульт управления может иметь L-образное очертание (без сегментов 5 и 6, см. рисунок 1) со сдвигом к правой боковой стенке и смещением ниши для ног.

4.9.2 Пульт управления машиниста должен образовывать единое функциональное и антропометрически неразрывное целое с креслом, нишей и подставкой для ног (подножкой).

Пульт управления должен содержать следующие элементы:

- панель (моторная) органов оперативного управления;

- панель (информационная) средств отображения информации (индикации);

1, 2, 3, 4, 5 - зоны (сегменты) информационной панели пульта управления; 6 и 7А, 7Б, 7В, 7Г - зоны (сегменты) моторной панели пульта управления: 6 - вспомогательная зона; 7А, 7Б, 7В, 7Г - зоны главных оперативных переключений

Рисунок 1 - Компоновка пульта управления

- панели вспомогательных ОУ (в т.ч. установленных на вертикальной и наклонной поверхностях боковых стоек пульта управления);

- нишу для ног с подножкой.

Рекомендуется для обеспечения функционального упора в периоды отсутствия манипуляций с ОУ оснащать пульт управления поручнями для рук. Пульт управления торцевой проходной кабиной может иметь дополнительно еще и боковую (на стенке) панель ОУ.

4.9.3 Информационная панель пульта управления должна быть расположена под углом наклона от 20° до 40° к вертикальной плоскости, а также иметь защитный козырек для исключения зеркального отражения в лобовых окнах.

4.9.4 Моторная панель должна быть выполнена как плоскость с наклоном по направлению к машинисту (угол наклона - от 0° до 20°).

5 Требования к органам управления

5.1 В кабине машиниста ТПС используют ОУ с приводными управляющими элементами следующих типов:

- кнопки и клавиши;

- рычажные переключатели (тумблеры);

- поворотные переключатели и регуляторы;

- рычаги управления (рукоятки);

- ножные органы управления (педали).

5.2 В качестве ОУ следует применять двух- и многопозиционные выключатели с вращающейся ручкой, переключатели рычажного типа, утопленные или грибковые кнопки (клавиши).

5.3 Для ОУ движением ТПС (контроллера, электро- и пневмотормозов) в качестве управляющего элемента следует применять рычаг (рукоятку).

В целях исключения ошибки машиниста и обеспечения его воздействия на органы управления движением тактильным способом (не глядя) рекомендуется применять кодирование органов управления движением путем применения рукояток специально подобранной формы (шарообразные, Т-образные, конусные и др.).

5.4 Применяемые ОУ (типов, перечисленных в 5.1) должны удовлетворять эргономическим требованиям, установленным в ГОСТ 21753, ГОСТ 22613, ГОСТ 22614 и ГОСТ 22615.

5.5 ОУ необходимо кодировать мнемознаками, не допускающими двузначного прочтения, в соответствии с ГОСТ 21480 или пояснительными надписями.

5.6 Размещение ОУ следует осуществлять с учетом специфики алгоритма работы конкретного ТПС, обеспечивая выполнение следующих требований:

- ОУ размещают на пульте управления рядами или колонками с равным удалением;

- ОУ с родственными функциями размещают в одном ряду или в одной колонке;

- ОУ, к которым нужно привлечь внимание, выполняют клавишами большего размера или ручкой и размещают в конце или в начале соответствующего ряда или колонки;

- наиболее часто употребляемые ОУ размещают ближе к средней части пульта управления;

- ОУ числом больше четырех в одном ряду (колонке) располагают группами по 2-4 управляющих элемента так, чтобы шаг между группами был не менее чем в 1,2 раза больше, чем между ОУ.

Расстояние между рядами (колонками) и шаг между ОУ в ряду (колонке) должны обеспечивать удобный доступ к ним при монтаже и ремонте.

5.7 ОУ с тремя и более управляющими положениями (позициями) должны иметь рукоятку, выполненную с расчетом получения быстрой и однозначной информации о положении ОУ.

ОУ должны фиксироваться во всех позициях, в том числе при их допустимом изнашивании в ходе эксплуатации.

Арретирование (механическая фиксация для исключения случайных переключений) ОУ в отдельных позициях должно быть четким и стабильным, в том числе при их допустимом изнашивании в ходе эксплуатации.

Положения ОУ при необходимости могут быть возвратными (без арретирования).

5.8 Рычажные ОУ следует размещать на пульте управления таким образом, чтобы во всех положениях рычага (рукоятки) было обеспечено свободное пространство для захвата ОУ рукой. Это пространство должно быть не менее 40 мм шириной и охватывать зону как в области неподвижных элементов пульта управления, так и в области всех положений других органов управления.

5.9 Рычаг контроллера должен иметь отличительные особенности (выделяться высотой над уровнем панели ОУ или формой рукоятки) по сравнению с рычагом реверсора (в случае его наличия).

5.10 Для взаимной блокировки ОУ на пульте управления, а при необходимости и СОИ, в отсутствии локомотивной бригады следует устанавливать выключатель управления.

Допускается не блокировать клавиши (кнопки) безопасности для отключения главного выключателя на электровозе (или для остановки дизельного двигателя на тепловозе), ОУ тормозами (экстренный тормоз), свистками, тифонами, габаритными огнями.

Допускается оборудовать отдельным выключателем (тумблером, автоматом, кнопкой) ОУ климатическим оборудованием (в режимах подготовки в рейс, отстоя в депо), ОУ связью, системой видеонаблюдения, освещением, пожарной сигнализацией.

5.11 Выключатель управления должен быть фиксируемым в положении "выключено". Конструкция замка должна допускать возможность извлечения из него ключа только при выключенном и зафиксированном выключателе управления.

Замки выключателя управления у ТПС с двумя кабинами должны быть на обоих пультах управления одинаковыми.

5.12 На рабочем месте машиниста должны находиться органы управления тормозной системой, при этом исполнительный агрегат рекомендуется располагать в машинном помещении.

5.13 Блок управления радиостанцией следует размещать в левой части пульта управления в зоне досягаемости машиниста.

Панель сигнализации (табло) диагностического устройства, дисплей следует располагать в левой части пульта управления (сегменты 1, 2, см. рисунок 1).

5.14 ОУ тифоном, подачей песка, ОУ безопасности, выполненные в форме ножной педали, могут быть размещены на подножке в нише пульта управления.

6 Требования к средствам отображения информации

6.1 В качестве СОИ на пульте управления применяют следующие приборы:

а) электрические измерительные приборы стрелочного типа;

б) манометры;

в) электрические сигнальные лампы (отдельные или совмещенные);

г) электромеханические указатели состояния;

д) сдвоенные измерительные приборы одной величины;

е) измерительные приборы с линейной шкалой;

ж) цифровые указатели индицируемой величины;

и) буквенно-цифровой и знакосинтезирующий пленочный, графический дисплеи.

Перечисленные выше СОИ могут быть заменены одним или несколькими дисплеями.

6.2 При оснащении локомотива системой автоматизированного управления с регулированием скорости движения комплект приборов для измерения скорости должен показывать:

а) заданную скорость движения,

б) фактическую скорость движения.

Скорости, указанные в перечислениях а) и б), должны индицироваться на одной шкале.

При применении линейных шкал заданная скорость индицируется на верхней шкале скоростемера, а при круглой шкале - на наружной.

Применение цифровой индикации скорости без стрелочного индикатора изменения скорости движения не допускается.

6.3 Сигнализаторы аварийной сигнализации должны подавать сигнал красного цвета в предаварийном и аварийном состояниях контролируемого параметра. Данный аварийный сигнал на табло должен сопровождаться включением обобщенного сигнала красного цвета о неисправности как в вагоне, так и в секциях ТПС, с указанием порядкового номера неисправного вагона (секции ТПС).

6.4 Сигнализаторы предупредительной сигнализации, используемые при отклонении параметров, не требующем немедленного вмешательства машиниста, должны подавать сигнал желтого цвета с указанием порядкового номера вагона (секции ТПС), где произошло отклонение.

6.5 Сигнальные лампы (в случае их применения), указывающие чрезвычайные или отказные состояния приводных и вспомогательных агрегатов ТПС, компонуют в виде табло с высвечивающейся информацией в виде символов на панели сигнализации, находящейся в зоне видимости машиниста (над сегментами 2 и 4, см. рисунок 1). В уровневых и башенных кабинах такая панель должна быть только одна.

7 Функциональное зонирование и группировка средств отображения информации и органов управления на пульте управления

7.1 Моторную и информационную панели пульта управления для удобства обслуживания и функциональной привязки СОИ и ОУ условно разбивают на функциональные зоны: тяги (сегменты 1, 2, 7В, см. рисунок 1), торможения (сегменты 4, 5, 7Г, см. рисунок 1), аварийной сигнализации (сегмент 3, см. рисунок 1) и вспомогательных переключений (сегменты 7Б и 6, см. рисунок 1) при движении ТПС.

Примечание - Конкретную компоновку СОИ и ОУ на панелях пульта управления определяют на стадии эскизного проекта по результатам анализа объективных экспериментальных данных алгоритма управления, полученных на аналогичном типе ТПС.

7.2 СОИ и ОУ на пульте управления, сгруппированные в функциональные зоны, реализуют следующие функции:

- управление ТПС в режиме тяги;

- управление торможением ТПС;

- аварийная сигнализация о нарушении заданного режима работы ТПС;

- управление вспомогательными переключениями.

7.3 Зона тяги пульта управления предназначена для установки следующих СОИ и ОУ:

- контроллер (контроллер, совмещенный с электродинамическим тормозом);

- ОУ реверсирования;

- ОУ включением режима тяги;

- ОУ аварийного выключения основного оборудования ТПС и вагонов;

- ОУ устройством бдительности машиниста;

- СОИ об оптимальных режимах работы основного оборудования;

- СОИ о работе других средств, обеспечивающих автоматизацию управления движением ТПС.

Примечание - ОУ устройством бдительности машиниста размещают в зоне моторного поля (зона тяги, см. 7.3) и вне этой зоны таким образом, чтобы в зависимости от функционального назначения конкретного ОУ устройством бдительности машинист либо имел возможность воздействовать на него из положения сидя, либо не имел возможности дотянуться до него сидя в кресле (в этом случае ОУ размещают вне пульта). Например, рукоятку бдительности РБ (рукоятка РБ-80) размещают в зоне оперативного управления, при этом машинисту должна быть обеспечена возможность одновременного нажатия двумя руками на рукоятку РБ и вспомогательную кнопку ВК. Рукоятку бдительности РБС (рукоятка РБ-80) размещают в кабине вне зоны доступа помощника машиниста и на таком расстоянии от машиниста, на котором он не может дотянуться до нее сидя. Рукоятку РБП (рукоятка РБ-80) следует размещать в кабине рядом с помощником машиниста и на таком расстоянии от машиниста, чтобы он не имел возможности одновременно нажать на рукоятки РБ и РБП.

7.4 СОИ о скорости движения (скоростемер) должно быть расположено на информационной панели в зоне ясной видимости (зона 3, см. рисунок 1).

7.5 Зона торможения пульта управления предназначена для установки следующих СОИ и ОУ:

- ОУ торможением ТПС;

- ОУ аварийной остановкой ТПС;

- ОУ тифоном и свистком;

- ОУ подачи песка;

- индикаторы давления воздуха в главном и уравнительном резервуарах, в тормозной магистрали и тормозных цилиндрах.

7.6 В центральной части моторной панели (см. рисунок 1, зона 7А, площадь по вертикали Д-Ж, по горизонтали - 8-9) должно быть выделено (по оси симметрии ниши пульта) место для размещения бланков предупреждений и расписания движения, оснащенное механическим держателем.

7.7 Центральная часть моторной панели (см. рисунок 1, зона 7Б, площадь по горизонтали от З-5 до З-12) должна содержать наиболее важные ОУ частых обращений и быстрого реагирования.

7.8 В левой центральной части моторной панели (см. рисунок 1, зона 7В, площадь по вертикали Е-Ж, по горизонтали - 6) должен быть установлен рычаг контроллера вертикального исполнения.

7.9 В правой центральной части моторной панели должен быть установлен рычаг пневматического тормоза (см. рисунок 1, зона 7Г, площадь по вертикали Е-Ж, по горизонтали - 12) и электродинамического тормоза (в случае его применения) (см. рисунок 1, зона 7Г, площадь по вертикали Д-Е, по горизонтали - 13).

Рекомендуется устанавливать рычаг вертикального исполнения.

7.10 На моторной панели пульта управления в зонах 7Б, 7В и 7Г и частично в зоне 6 должно быть размещено минимально необходимое, но достаточное (исходя из логики работы машиниста в штатных и аварийных ситуациях) число ОУ для управления движением ТПС.

7.11 СОИ и ОУ техническим состоянием оборудования ТПС могут быть расположены вне пульта управления с соблюдением принципов функционального зонирования.

7.12 Группы СОИ аварийной сигнализации, расположенные в зоне ясного видения машиниста (см. рисунок 1, сегмент 3, область между линиями, обозначенными "15°"), должны содержать сигнализаторы:

- об экстренном торможении, неотпуске и неисправности тормозов;

- об открытии дверей вагонов;

- обобщенный о неисправности в одном из вагонов (секции ТПС) и обобщенный предупредительный о пожаре;

- тревожный вызов из вагонов поезда.

Световые сигналы о пожаре, а также тревожный сигнал и сигнал о буксовании должны сопровождаться звуковым сигналом по ГОСТ 21786.

В зоне ясного видения машиниста не должно быть постоянно горящих штатных сигнализаторов, не связанных с алгоритмом управления, кроме аварийно включаемых и специально выделяемых, требующих прерывания процесса ведения ТПС.

Индикаторы напряжения контактной сети и, при необходимости, нагрузки электродвигателей при тяге и электрическом торможении или их режимы работы/состояния должны быть расположены слева от оси симметрии пульта в сегментах 2 и 3 (см. рисунок 1).

7.13 Группа ОУ вспомогательными переключениями при движении ТПС может содержать: ОУ прожектором (тускло, ярко), ОУ буферными или концевыми сигнальными фонарями, ОУ дверями, ОУ радиотрансляцией, ОУ служебной связью, ОУ освещением пульта управления и приборов, ОУ системой обеспечения микроклимата кабины.

7.14 Аварийно-предупредительная сигнализация в кабине ТПС должна содержать три уровня отображения информации об отклонении от штатного состояния каждого контролируемого параметра:

- сигнал о порядковом номере вагона или секции с отказавшим оборудованием (локализация неисправности);

- сигнал о смысле (семантике) события, вносимом графическим символом (мнемознаком);

- обобщенный световой сигнал, расположенный на пульте управления в зоне ясного видения машиниста о любом отклонении контролируемых параметров ТПС.

УДК 629.4:043.2:629.4.054:006.354

ОКС 45.060

Ключевые слова: органы управления, средства отображения информации, пульт управления, кабина машиниста, локомотивы, моторвагонный подвижной состав, специальный самоходный подвижной состав

Электронный текст документа

и сверен по:

, 2018

Другие госты в подкатегории

    ГОСТ 10393-2009

    ГОСТ 10527-84

    ГОСТ 10674-82

    ГОСТ 10935-2019

    ГОСТ 10935-82

    ГОСТ 10791-89

    ГОСТ 10935-97

    ГОСТ 10411-74

    ГОСТ 11018-87

    ГОСТ 10393-99

    ГОСТ 1204-67

    ГОСТ 1205-73

    ГОСТ 1203-75

    ГОСТ 12549-80

    ГОСТ 11018-2000

    ГОСТ 12549-2003

    ГОСТ 1452-86

    ГОСТ 10393-2014

    ГОСТ 1561-75

    ГОСТ 18194-79

    ГОСТ 21447-75

    ГОСТ 15.902-2014

    ГОСТ 20179-74

    ГОСТ 22339-88

    ГОСТ 1452-2003

    ГОСТ 22253-76

    ГОСТ 22703-91

    ГОСТ 22602-91

    ГОСТ 1425-93

    ГОСТ 22947-78

    ГОСТ 22703-2012

    ГОСТ 23846-79

    ГОСТ 25463-82

    ГОСТ 22235-76

    ГОСТ 24790-81

    ГОСТ 25463-2001

    ГОСТ 26686-96

    ГОСТ 10791-2011

    ГОСТ 26725-97

    ГОСТ 28186-89

    ГОСТ 27705-88

    ГОСТ 28465-2019

    ГОСТ 22235-2010

    ГОСТ 28466-90

    ГОСТ 30237-96

    ГОСТ 28465-90

    ГОСТ 30243.1-2021

    ГОСТ 30243.1-97

    ГОСТ 30243.3-99

    ГОСТ 30243.2-97

    ГОСТ 2593-2014

    ГОСТ 30419-96

    ГОСТ 28300-89

    ГОСТ 2593-2009

    ГОСТ 30549-98

    ГОСТ 28300-2010

    ГОСТ 30249-97

    ГОСТ 30496-97

    ГОСТ 30795-2001

    ГОСТ 30796-2001

    ГОСТ 31187-2003

    ГОСТ 30552-98

    ГОСТ 11018-2011

    ГОСТ 2593-82

    ГОСТ 31374-2009

    ГОСТ 1452-2011

    ГОСТ 31402-2013

    ГОСТ 31373-2008

    ГОСТ 31539-2012

    ГОСТ 31537-2012

    ГОСТ 31536-2012

    ГОСТ 31428-2011

    ГОСТ 31845-2012

    ГОСТ 31402-2009

    ГОСТ 30632-99

    ГОСТ 32205-2013

    ГОСТ 32202-2013

    ГОСТ 30467-97

    ГОСТ 32204-2013

    ГОСТ 32211-2013

    ГОСТ 3191-93

    ГОСТ 32212-2013

    ГОСТ 32206-2013

    ГОСТ 32213-2013

    ГОСТ 32214-2013

    ГОСТ 31187-2011

    ГОСТ 31666-2014

    ГОСТ 32215-2013

    ГОСТ 30272-96

    ГОСТ 3269-78

    ГОСТ 3225-80

    ГОСТ 22780-93

    ГОСТ 32700-2014

    ГОСТ 32265-2013

    ГОСТ 32884-2014

    ГОСТ 32773-2014

    ГОСТ 32410-2013

    ГОСТ 32885-2014

    ГОСТ 32880-2014

    ГОСТ 33223-2015

    ГОСТ 33188-2014

    ГОСТ 33274-2015

    ГОСТ 32207-2013

    ГОСТ 33322-2015

    ГОСТ 32216-2013

    ГОСТ 32208-2013

    ГОСТ 32700-2020

    ГОСТ 33200-2014

    ГОСТ 33434-2015

    ГОСТ 33431-2015

    ГОСТ 33421-2015

    ГОСТ 33330-2015

    ГОСТ 33463.2-2015

    ГОСТ 33596-2015

    ГОСТ 33324-2015

    ГОСТ 33463.3-2015

    ГОСТ 33683-2015

    ГОСТ 33684-2015

    ГОСТ 33695-2015

    ГОСТ 32400-2013

    ГОСТ 33463.5-2016

    ГОСТ 33724.3-2016

    ГОСТ 33725-2016

    ГОСТ 33323-2015

    ГОСТ 33327-2015

    ГОСТ 33750-2016

    ГОСТ 33760-2016

    ГОСТ 33381-2015

    ГОСТ 33724.2-2016

    ГОСТ 33597-2015

    ГОСТ 33726-2016

    ГОСТ 33788-2016

    ГОСТ 33798.2-2016

    ГОСТ 33787-2019

    ГОСТ 33883-2016

    ГОСТ 33798.3-2016

    ГОСТ 33943-2016

    ГОСТ 33948-2016

    ГОСТ 33661-2015

    ГОСТ 33976-2016

    ГОСТ 34056-2017

    ГОСТ 33885-2016

    ГОСТ 34077-2017

    ГОСТ 34385-2018

    ГОСТ 33787-2016

    ГОСТ 33939-2016

    ГОСТ 34387-2018

    ГОСТ 34013-2016

    ГОСТ 34434-2018

    ГОСТ 34458-2018

    ГОСТ 34468-2018

    ГОСТ 34502-2018

    ГОСТ 34450-2018

    ГОСТ 34394-2018

    ГОСТ 34503-2018

    ГОСТ 34626-2019

    ГОСТ 34651-2020

    ГОСТ 34451-2018

    ГОСТ 34650-2020

    ГОСТ 34656-2020

    ГОСТ 33796-2016

    ГОСТ 31846-2012

    ГОСТ 34689-2020

    ГОСТ 34697-2020

    ГОСТ 34703-2020

    ГОСТ 34673.2-2020

    ГОСТ 34628-2019

    ГОСТ 34717-2021

    ГОСТ 34740-2021

    ГОСТ 34759-2021

    ГОСТ 34763.1-2021

    ГОСТ 34763.2-2021

    ГОСТ 34764-2021

    ГОСТ 34765-2021

    ГОСТ 34767-2021

    ГОСТ 34768-2021

    ГОСТ 34769-2021

    ГОСТ 3475-81

    ГОСТ 34784-2021

    ГОСТ 34772-2021

    ГОСТ 34805-2021

    ГОСТ 34806-2021

    ГОСТ 34838-2022

    ГОСТ 33724.1-2016

    ГОСТ 34863-2022

    ГОСТ 398-81

    ГОСТ 4008-89

    ГОСТ 33463.1-2015

    ГОСТ 34706-2020

    ГОСТ 4686-2012

    ГОСТ 4686-74

    ГОСТ 4491-86

    ГОСТ 4728-89

    ГОСТ 398-96

    ГОСТ 4728-2010

    ГОСТ 398-2010

    ГОСТ 4835-2006

    ГОСТ 5000-83

    ГОСТ 5257-89

    ГОСТ 4835-80

    ГОСТ 34673.1-2020

    ГОСТ 7409-90

    ГОСТ 5973-91

    ГОСТ 9246-2004

    ГОСТ 9246-2013

    ГОСТ 4728-96

    ГОСТ 9246-79

    ГОСТ Р 50952-96

    ГОСТ Р 50955-96

    ГОСТ Р 50956-96

    ГОСТ Р 50957-96

    ГОСТ 5973-2009

    ГОСТ 4491-2016

    ГОСТ Р 51659-2000

    ГОСТ 34657-2020

    ГОСТ Р 51759-2001

    ГОСТ Р 51255-99

    ГОСТ Р 51690-2000

    ГОСТ 34681-2020

    ГОСТ Р 52278-2004

    ГОСТ Р 52277-2004

    ГОСТ Р 52232-2004

    ГОСТ Р 52220-2004

    ГОСТ 9036-88

    ГОСТ Р 51220-98

    ГОСТ Р 52920-2008

    ГОСТ Р 52307-2005

    ГОСТ Р 51175-98

    ГОСТ Р 52944-2008

    ГОСТ Р 52366-2005

    ГОСТ Р 52392-2005

    ГОСТ Р 53191-2008

    ГОСТ Р 53076-2008

    ГОСТ Р 52400-2005

    ГОСТ Р 53341-2009

    ГОСТ Р 53401-2009

    ГОСТ Р 52929-2008

    ГОСТ Р 53977-2010

    ГОСТ Р 53979-2010

    ГОСТ Р 53980-2010

    ГОСТ 33783-2016

    ГОСТ Р 53981-2010

    ГОСТ Р 53982-2010

    ГОСТ Р 53192-2008

    ГОСТ Р 53983-2010

    ГОСТ Р 54092-2010

    ГОСТ Р 54128-2010

    ГОСТ Р 52942-2008

    ГОСТ Р 53978-2010

    ГОСТ Р 54334-2011

    ГОСТ Р 54461-2011

    ГОСТ Р 54749-2011

    ГОСТ Р 54612-2011

    ГОСТ 4835-2013

    ГОСТ Р 54797-2011

    ГОСТ Р 53192-2014

    ГОСТ Р 54893-2012

    ГОСТ Р 54801-2011

    ГОСТ Р 54750-2011

    ГОСТ Р 54093-2010

    ГОСТ Р 55056-2012

    ГОСТ Р 54800-2011

    ГОСТ Р 55049-2012

    ГОСТ Р 54962-2012

    ГОСТ Р 54326-2011

    ГОСТ Р 55050-2012

    ГОСТ Р 53077-2008

    ГОСТ Р 55182-2012

    ГОСТ Р 55364-2012

    ГОСТ 34093-2017

    ГОСТ Р 55514-2013

    ГОСТ Р 55526-2013

    ГОСТ Р 55819-2013

    ГОСТ Р 55185-2012

    ГОСТ Р 55821-2013

    ГОСТ Р 55434-2013

    ГОСТ Р 54434-2011

    ГОСТ Р 55882.2-2013

    ГОСТ Р 55882.4-2013

    ГОСТ Р 55820-2013

    ГОСТ Р 56286-2014

    ГОСТ Р 55496-2013

    ГОСТ Р 55882.5-2013

    ГОСТ Р 56878-2016

    ГОСТ Р 56520-2015

    ГОСТ Р 55995-2014

    ГОСТ Р 56046-2014

    ГОСТ Р 57076-2016

    ГОСТ Р 58720-2019

    ГОСТ Р 56287-2014

    ГОСТ Р 59572-2021

    ГОСТ Р 59573-2021

    ГОСТ Р 57026-2016

    ГОСТ Р 70130-2022

    ГОСТ Р 58234-2018

    ГОСТ Р 59849-2021

    ГОСТ Р МЭК 62973-1-2021

    ГОСТ Р МЭК 62973-2-2021

    ГОСТ Р 57215-2016

    ГОСТ Р 59238-2020

    ГОСТ Р 56393-2015

    ГОСТ Р МЭК 62280-2017

    ГОСТ Р 55495-2013

    ГОСТ Р 55527-2013

    ГОСТ Р 55513-2013

    ГОСТ Р 53337-2009