ГОСТ Р 59895-2021

ОбозначениеГОСТ Р 59895-2021
НаименованиеТехнологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология
СтатусДействует
Дата введения03.01.2022
Дата отмены-
Заменен на-
Код ОКС35.240.90
Текст ГОСТа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 59895— 2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ

Общие положения и терминология

Издание официальное

Москва Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 164 «Искусственный интеллект»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2021 г. № 1617-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

© Оформление. ФГБУ «РСТ», 2021

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 59895—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ

Общие положения и терминология

Artificial intelligence technologies in education. General provisions and terminology

Дата введения — 2022—03—01

  • 1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на технологии искусственного интеллекта в образовании и устанавливает общие положения и терминологию в этой области.

  • 2 Термины и определения

    • 2.1 Термины, относящиеся к искусственному интеллекту

      • 2.1.1

автоматическое распознавание речи (automatic speech recognition, ASR): Способность системы принимать входную информацию в виде человеческой речи.

[ГОСТ Р 53452—2009, статья 2.1]

  • 2.1.2

данные (data): Предоставление информации в формальном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки людьми или компьютерами.

[ГОСТ 33707—2016, статья 4.259]

  • 2.1.3

искусственный интеллект, ИИ: Комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.

[1, раздел I, статья 5 а)]

  • 2.1.4

набор данных: Совокупность данных, прошедших предварительную подготовку (обработку) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и необходимых для разработки программного обеспечения на основе искусственного интеллекта.

[1, раздел I, статья 5 д)]

Издание официальное

  • 2.1.5

компьютерное зрение (computer vision): Способность функционального блока получать, обрабатывать и интерпретировать визуальные данные.

[ГОСТ Р 59277—2020, статья 3.30]

  • 2.1.6

машинный перевод (machine translation): Автоматический перевод текста или речи с одного естественного языка на другой с помощью компьютерной системы.

[2, статья 3.5.1]

  • 2.1.7 машинное обучение (machine learning): Процесс автоматического обучения и совершенствования поведения системы искусственного интеллекта на основе обработки массива обучающих данных без явного программирования.

  • 2.1.8 обезличенные данные (depersonalized data): Данные, которые в результате обезличивания не позволяют однозначно определить их принадлежность к определенному субъекту персональных данных, в том числе с использованием дополнительной информации.

  • 2.1.9 обработка естественного языка (natural language processing): Анализ текста и речи на естественном языке, а также языка жестов (знаков) для получения информации, подлежащей обработке средствами вычислительной техники.

  • 2.1.10

обучающие данные (training data): Подмножество доступных данных, используемых для обучения модели машинного обучения.

[2, статья 3.5.19]

  • 2.1.11

персональные данные: Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

[3, статья 3]

  • 2.1.12

технологии искусственного интеллекта: Технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта.

[2, раздел I, статья 5 6)]

  • 2.2 Термины, относящиеся к образовательному процессу

    • 2.2.1 кодификатор элементов содержания: Структурированный в виде иерархического дерева перечень основных элементов содержания учебного курса.

    • 2.2.2

образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

[4, статья 2]

  • 2.2.3

образовательная деятельность: Деятельность по реализации образовательных программ. [4, статья 2]

  • 2.2.4

образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

[4, статья 2]

  • 2.2.5

образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

[4, статья 2]

  • 2.2.6 онлайн-прокторинг: Мониторинг прохождения дистанционного испытания при помощи аудиовизуальных программно-аппаратных средств в течение всего времени прохождения испытания с предоставлением отчетных материалов и проведением процесса идентификации обучающегося.

  • 2.2.7

педагогический работник: Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучаемых и (или) организации образовательной деятельности.

[4, статья 2]

  • 2.2.8 рукописная работа: Письменная работа, выполненная обучаемым от руки.

  • 2.2.9 учебно-методические материалы: Нормативная документация, учебные и методические издания, средства обучения и контроля, необходимые для осуществления образовательной деятельности и реализации основных и дополнительных образовательных программ.

  • 2.2.10

обучающийся: Физическое лицо, осваивающее образовательную программу

[4, статья 2]

  • 2.2.11

федеральный государственный образовательный стандарт; ФГОС: Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

[4, статья 2]

  • 2.2.12 учебный элемент; (УЭ): Логически завершенная часть учебных материалов.

Примечания

  • 1 При анализе структуры учебный элемент является неделимой частью учебных материалов в данном конкретном случае. Неделимость УЭ — понятие условное и в другом случае при более подробном рассмотрении вопроса может детализироваться.

  • 2 В зависимости от конкретного содержания учебных материалов в качестве учебного элемента могут быть:

  • - учебная информация: определение понятия, факт, явление, процесс, закономерность, принцип, способ действия, характеристика объекта, вывод или следствие;

  • - задания различных типов.

  • 2.2.13 образовательный модуль: Совокупность учебных элементов, достаточных для организации и прохождения обучения по отдельной теме (занятию) дисциплины (курса).

Примечание — Результатом прохождения образовательного модуля является получение обучающимся определенных знаний, умений, навыков или компетенций.

  • 2.2.14 адаптированная образовательная программа: Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

  • 2.3 Термины, связанные с использованием технологий искусственного интеллекта

    в образовании

    2.3.1 адаптивное обучение: Разновидность обучения, при котором для обучающегося формируется индивидуальная траектория обучения, опирающаяся на непрерывный анализ его персональных учебно значимых характеристик (уровень подготовки, индивидуальные особенности, особенности использования различных форматов учебно-методических материалов, уровень знаний и т.п.).

  • 2.3.2 индивидуальная траектория обучения: Последовательность учебных материалов, которая формируется исходя из анализа персональных характеристик обучающегося и целей обучения.

  • 2.3.3 минимальный уровень результативности: Достижение уровня знаний, умений и навыков по предметной области обучающимся, позволяющего успешно пройти промежуточную и итоговую аттестацию.

  • 2.3.4 образовательный продукт (программно-техническая система) с алгоритмами искусственного интеллекта: Программно-техническая система, использующая алгоритмы искусственного интеллекта для решения различных задач в сфере образования.

  • 2.3.5 паттерны списывания: Обучающие данные, содержащие описание действий обучающихся, нарушающих правила проведения промежуточной или итоговой аттестации.

  • 2.3.6 стандарт цифрового следа: Набор правил и соглашений, используемых при идентификации, сборе, анализе, передаче цифрового следа.

  • 2.3.7 таксономия образовательных материалов: Декомпозиция материалов образовательной программы в виде графа, состоящего из учебных элементов, модулей и связей между ними.

  • 2.3.8 цифровой след (в образовании): Данные об обучающемся и его активностях, включающие в том числе видео и аудиозаписи, данные о хронологии взаимодействия с различными средствами обучения и воспитания, о хронологии взаимодействия с другими участниками отношений в сфере образования и информацию о таком взаимодействии, в том числе о полученных квалификациях, о последующем трудоустройстве и профессиональной деятельности, рецензиях и оценках, а также о результатах обучения с использованием учебно-методических данных, представленные в электронном цифровом формате.

  • 2.3.9 учебно-методические данные: Информация об организации и планировании обучения, необходимая для создания организационно-педагогических условий и достижения образовательных результатов при формировании и реализации индивидуальных траекторий обучения.

  • 2.3.10 учебная аналитика (learning analytics): Идентификация, сбор, анализ и представление данных об обучающихся и образовательном процессе с целью изучения обучения, оптимизации образовательного процесса и улучшения результатов обучения.

  • 2.3.11 описательная аналитика (в образовании) [descriptive Analytics (in education)]: Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью выявления интерпретируемых зависимостей и закономерностей, понимания текущей ситуации и происходящих процессов.

Примечание — Применительно к учебной аналитике использование описательной аналитики направлено на выявление моделей поведения обучающихся и достижения результатов обучения.

  • 2.3.12 предсказательная аналитика (в образовании) [predictive Analytics (in education)]: Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью выявления трендов в данных и формирования прогнозов о развитии ситуации и динамике процессов.

Примечание — Применительно к учебной аналитике использование предсказательной аналитики направлено на прогнозирование достижения обучаемым результатов обучения и возникновения рисков, способных повлиять на успешность обучения.

  • 2.3.13 предписывающая аналитика (в образовании) [prescriptive analytics (in education)]: Идентификация, сбор, анализ и представление данных об образовательном процессе и деятельности образовательной организации с целью формирования рекомендаций для достижения запланированных результатов (в образовательном процессе и управленческой деятельности) и оптимизации процессов.

Примечание — Применительно к учебной аналитике использование предписывающей аналитики, как правило, направлено на формирование рекомендаций обучающимся по повышению эффективности обучения, а также на формирование рекомендаций педагогическим работникам и разработчикам учебных материалов по улучшению учебного процесса, дизайна курса, образовательной программы.

  • 3 Использование технологий искусственного интеллекта в образовании

  • 3.1 Технологии компьютерного зрения

Технологии компьютерного зрения в образовании могут использоваться:

  • - для контроля обучающегося во время проведения онлайн-прокторинга. Использование алгоритмов искусственного интеллекта применяется для непрерывного контроля за процессом выполнения экзамена и распознавания основных паттернов списывания, например, посторонняя помощь, использование, не входящих в регламент проведения учебных материалов, использование программно-аппаратных средств для поиска информации;

  • - для перевода в машиночитаемый вид рукописных работ;

  • - для предотвращения конфликтных ситуаций между обучающимися при идентификации в режиме реального времени видеоряда и выявлении основных паттернов конфликтных ситуаций между ними;

  • - для распознавания в режиме реального времени видеоряда и оценки психоэмоционального состояния обучающихся в классе, идентификации паттернов нестабильного психоэмоционального состояния, в том числе суицидальных настроений;

  • - для реализации адаптированной образовательной программы (нарушения слуха) с целью распознавания в режиме реального времени подачи информации с помощью жестов и ее перевода в машиночитаемый вид;

  • - в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.

  • 3.2 Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи

Технологии обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи в образовании могут использоваться:

  • - для перевода в машиночитаемый и текстовый вид голосовых команд педагогического работника и обучающегося, в том числе для задания команд различным образовательным помощникам и интерфейсам;

  • - автоматизации проверки устных докладов обучающегося;

  • - автоматизации проверки и оценивания заданий, включая задания открытого типа (эссе, сочинения, изложения и др.);

  • - для реализации адаптированной образовательной программы (нарушения зрения) с целью распознавания в режиме реального времени подачи информации с помощью голоса и ее перевода в машиночитаемый вид и формат команд для соответствующих сервисов и интерфейсов;

  • - в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.

  • 3.3 Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений

Технологии интеллектуальной поддержки принятия решений в образовании могут использоваться:

  • - для реализации адаптивного обучения при помощи программного или программно-аппаратного комплекса;

  • - автоматизации процесса подготовки к уроку педагогического работника при помощи рекомендательной системы подбора учебно-методических материалов;

  • - автоматизации процесса самостоятельной работы обучающимся при помощи рекомендательной системы подбора учебно-методических материалов;

  • - предоставления обратной связи учителю в режиме реального времени о прогрессе каждого обучающегося и формирования рекомендаций по изменению учебной программы;

  • - оптимизации администрирования образовательного процесса;

  • - в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.

  • 3.4 Перспективные технологии искусственного интеллекта

Перспективные технологии искусственного интеллекта в образовании могут использоваться:

  • - для автоматической генерации заданий с заданной психометрической сложностью;

  • - в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.

  • 3.5 Использование совокупности описанных технологий искусственного интеллекта

Совокупность описываемых технологий искусственного интеллекта может использоваться для автономного обучения без вмешательства педагогического работника посредством искусственного интеллекта-репетитора. Технологии компьютерного зрения позволяют перевести входную информацию обучающегося в машиночитаемый вид. Технологии машинного обучения и анализа данных позволяют сформировать персональную образовательную траекторию обучающегося и провести оценивание.

Библиография

  • [1] Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»)

  • [2] ИСО/МЭК СД 22989 Информационные технологии. Искусственный интеллект. Понятия и терминология (ISO/IEC CD 22989 Information Technology —Artificial Intelligence —Artificial Intelligence Concepts and Terminology)

  • [3] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

  • [4] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ)

УДК 004.896:006.354

ОКС 35.240.90


Ключевые слова: технологии искусственного интеллекта, образование, общие положения, терминология

Редактор Н.А. Аргунова Технический редактор И.Е. Черепкова Корректор Р.А. Ментова Компьютерная верстка Е.А. Кондрашовой

Сдано в набор 29.11.2021. Подписано в печать 23.12.2021. Формат 60х841/8. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 1,18.

Подготовлено на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

Создано в единичном исполнении в ФГБУ «РСТ» , 117418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 31, к. 2.

Другие госты в подкатегории

    ГОСТ 22771-77

    ГОСТ 23501.101-87

    ГОСТ 24.104-85

    ГОСТ 24.601-86

    ГОСТ 24.501-82

    ГОСТ 24.602-86

    ГОСТ 21021-2000

    ГОСТ 24.703-85

    ГОСТ 24509-80

    ГОСТ 27300-87

    ГОСТ 32422-2013

    ГОСТ 24.702-85

    ГОСТ 23501.108-85

    ГОСТ 33245-2015

    ГОСТ 33246-2015

    ГОСТ 33248-2015

    ГОСТ 33249-2015

    ГОСТ 33244-2015

    ГОСТ 33247-2015

    ГОСТ 33467-2015

    ГОСТ 24.701-86

    ГОСТ 33472-2015

    ГОСТ 33473-2015

    ГОСТ 33471-2015

    ГОСТ 34.201-89

    ГОСТ 34.401-90

    ГОСТ 34.603-92

    ГОСТ 34788-2021

    ГОСТ 33474-2015

    ГОСТ 6.20.1-90

    ГОСТ 7.83-2001

    ГОСТ ISO/HL7 21731-2013

    ГОСТ ISO/IEC 19788-2-2015

    ГОСТ ISO/IEC 12785-2-2015

    ГОСТ ISO/IEC 19788-5-2015

    ГОСТ ISO/IEC 19788-3-2015

    ГОСТ ISO/IEC 23988-2015

    ГОСТ ISO/IEC 7812-1-2014

    ГОСТ ISO/IEC 7812-2-2014

    ГОСТ ISO/TS 22600-3-2013

    ГОСТ ISO 12188-1-2021

    ГОСТ ISO 12188-2-2021

    ГОСТ ISO 13606-5-2013

    ГОСТ ISO/TS 27527-2013

    ГОСТ ISO 15143-2-2017

    ГОСТ ISO 21549-8-2013

    ГОСТ Р 2.504-2021

    ГОСТ Р 2.521-2021

    ГОСТ Р 50596-93

    ГОСТ Р 50828-95

    ГОСТ 27079-94

    ГОСТ ISO 15143-1-2017

    ГОСТ Р 51725.0-2001

    ГОСТ Р 51725.1-2012

    ГОСТ Р 51725.1-2002

    ГОСТ Р 51725.10-2009

    ГОСТ Р 51353-99

    ГОСТ Р 51725.10-2014

    ГОСТ Р 51725.11-2009

    ГОСТ Р 51725.12-2009

    ГОСТ Р 51725.13-2012

    ГОСТ 33470-2015

    ГОСТ Р 51725.12-2014

    ГОСТ Р 51725.17-2012

    ГОСТ Р 51725.15-2012

    ГОСТ Р 51725.18-2014

    ГОСТ Р 51725.16-2012

    ГОСТ Р 51725.19-2014

    ГОСТ Р 51725.2-2001

    ГОСТ Р 51725.2-2012

    ГОСТ Р 51725.2-2016

    ГОСТ ISO/TS 22220-2013

    ГОСТ Р 51725.17.1-2016

    ГОСТ Р 51725.21-2014

    ГОСТ Р 51725.3-2009

    ГОСТ Р 51725.20.2-2016

    ГОСТ Р 51725.5-2002

    ГОСТ Р 51725.5-2009

    ГОСТ Р 51725.6-2002

    ГОСТ Р 51725.9-2009

    ГОСТ Р 51725.3-2016

    ГОСТ Р 51725.9-2014

    ГОСТ Р 51725.20.3-2017

    ГОСТ Р 51725.4-2014

    ГОСТ Р 52155-2003

    ГОСТ Р 52293-2004

    ГОСТ 33464-2015

    ГОСТ Р 52535.3-2006

    ГОСТ Р 52571-2006

    ГОСТ Р 52573-2006

    ГОСТ Р 52652-2006

    ГОСТ Р 52653-2006

    ГОСТ Р 52655-2006

    ГОСТ Р 52055-2003

    ГОСТ Р 52656-2006

    ГОСТ Р 51725.14-2012

    ГОСТ Р 52977-2008

    ГОСТ Р 52976-2008

    ГОСТ Р 52535.2-2006

    ГОСТ Р 53339-2009

    ГОСТ Р 52979-2008

    ГОСТ Р 53395-2009

    ГОСТ Р 52978-2008

    ГОСТ Р 53620-2009

    ГОСТ Р 53626-2009

    ГОСТ Р 53625-2009

    ГОСТ Р 53712-2009

    ГОСТ Р 53860-2010

    ГОСТ Р 53723-2009

    ГОСТ Р 53909-2010

    ГОСТ Р 54020-2010

    ГОСТ Р 54023-2010

    ГОСТ Р 52507-2005

    ГОСТ Р 54024-2010

    ГОСТ Р 54026-2010

    ГОСТ Р 54027-2010

    ГОСТ Р 54028-2010

    ГОСТ Р 54029-2010

    ГОСТ Р 54030-2010

    ГОСТ Р 53623-2009

    ГОСТ Р 54623-2011

    ГОСТ Р 54624-2011

    ГОСТ Р 54722-2011

    ГОСТ Р 52535.1-2006

    ГОСТ Р 54724-2011

    ГОСТ Р 54472-2011

    ГОСТ Р 54725-2011

    ГОСТ Р 54726-2011

    ГОСТ Р 54727-2011

    ГОСТ Р 54728-2011

    ГОСТ Р 54816-2011

    ГОСТ Р 54723-2011

    ГОСТ Р 54818-2011

    ГОСТ 33468-2015

    ГОСТ Р 55062-2012

    ГОСТ Р 55062-2021

    ГОСТ Р 55036-2012

    ГОСТ Р 55749-2013

    ГОСТ Р 55750-2013

    ГОСТ Р 55751-2013

    ГОСТ Р 55530-2013

    ГОСТ Р 54878-2011

    ГОСТ Р 56052-2014

    ГОСТ Р 56053-2014

    ГОСТ Р 52572-2006

    ГОСТ Р 56054-2014

    ГОСТ Р 56084-2014

    ГОСТ Р 56293-2014

    ГОСТ Р 56294-2014

    ГОСТ Р 56351-2015

    ГОСТ Р 55930-2013

    ГОСТ Р 56675-2015

    ГОСТ Р 56829-2015

    ГОСТ Р 53898-2010

    ГОСТ Р 54723-2019

    ГОСТ Р 56838-2015

    ГОСТ Р 56839-2015

    ГОСТ Р 56841-2015

    ГОСТ Р 56837-2015

    ГОСТ Р 56840-2015

    ГОСТ Р 56843-2015

    ГОСТ Р 55533-2013

    ГОСТ Р 56848-2015

    ГОСТ Р 56670-2015

    ГОСТ Р 57187-2016

    ГОСТ Р 56846-2015

    ГОСТ Р 57304-2016

    ГОСТ Р 57301-2016

    ГОСТ Р 56350-2015

    ГОСТ Р 57309-2016

    ГОСТ Р 57311-2016

    ГОСТ Р 57305-2016

    ГОСТ Р 57310-2016

    ГОСТ Р 56849-2015

    ГОСТ Р 56844-2015

    ГОСТ Р 57484-2017

    ГОСТ Р 57483-2017

    ГОСТ Р 57508-2017

    ГОСТ Р 57563-2017

    ГОСТ Р 57299-2016

    ГОСТ Р 57628-2017

    ГОСТ Р 57485-2017

    ГОСТ Р 57377-2016

    ГОСТ Р 57700.19-2019

    ГОСТ Р 57700.20-2019

    ГОСТ Р 57657-2017

    ГОСТ Р 57700.27-2020

    ГОСТ Р 57656-2017

    ГОСТ Р 57700.36-2021

    ГОСТ Р 57421-2017

    ГОСТ Р 57720-2017

    ГОСТ Р 57721-2017

    ГОСТ Р 57723-2017

    ГОСТ Р 57722-2017

    ГОСТ Р 57724-2017

    ГОСТ Р 57509-2017

    ГОСТ Р 55811-2013

    ГОСТ Р 57847-2017

    ГОСТ Р 57848-2017

    ГОСТ Р 58043-2017

    ГОСТ Р 57991-2017

    ГОСТ Р 58141-2018

    ГОСТ Р 58290-2018

    ГОСТ Р 58230-2018

    ГОСТ Р 58291-2018

    ГОСТ Р 57992-2017

    ГОСТ Р 58435-2019

    ГОСТ Р 58438.1-2019

    ГОСТ Р 57993-2017

    ГОСТ Р 58438.2-2020

    ГОСТ Р 58439.2-2019

    ГОСТ Р 58439.1-2019

    ГОСТ Р 57710-2017

    ГОСТ Р 58343-2019

    ГОСТ Р 58506-2019

    ГОСТ Р 58570-2019

    ГОСТ Р 58502-2019

    ГОСТ Р 58571-2019

    ГОСТ Р 58613-2019

    ГОСТ Р 58624.2-2019

    ГОСТ Р 58624.1-2019

    ГОСТ Р 58501-2019

    ГОСТ Р 58668.2-2021

    ГОСТ Р 58505-2019

    ГОСТ Р 58668.4-2021

    ГОСТ Р 58675-2019

    ГОСТ Р 58676-2019

    ГОСТ Р 58671-2019

    ГОСТ Р 58668.3-2021

    ГОСТ Р 58667.2-2019

    ГОСТ Р 58677-2019

    ГОСТ Р 56845-2015

    ГОСТ Р 57846-2017

    ГОСТ Р 58804-2020

    ГОСТ Р 58803-2020

    ГОСТ Р 58805-2020

    ГОСТ Р 54481-2011

    ГОСТ Р 58837-2020

    ГОСТ Р 58835-2020

    ГОСТ Р 58834-2020

    ГОСТ Р 59008-2020

    ГОСТ Р 58840-2020

    ГОСТ Р 59079-2020

    ГОСТ Р 59080-2020

    ГОСТ Р 58836-2020

    ГОСТ Р 59082-2020

    ГОСТ Р 59083-2020

    ГОСТ Р 59081-2020

    ГОСТ Р 59084-2020

    ГОСТ Р 59086-2020

    ГОСТ Р 59085-2020

    ГОСТ Р 58838-2020

    ГОСТ Р 59276-2020

    ГОСТ Р 58824-2020

    ГОСТ Р 59278-2020

    ГОСТ Р 59192-2020

    ГОСТ Р 59385-2021

    ГОСТ Р 59190-2020

    ГОСТ Р 59211-2020

    ГОСТ Р 59447-2021

    ГОСТ Р 59474-2021

    ГОСТ Р 59475-2021

    ГОСТ Р 59476-2021

    ГОСТ Р 59477-2021

    ГОСТ Р 59478-2021

    ГОСТ Р 59479-2021

    ГОСТ Р 59480-2021

    ГОСТ Р 59481-2021

    ГОСТ Р 59482-2021

    ГОСТ Р 58839-2020

    ГОСТ Р 59524-2021

    ГОСТ Р 59525-2021

    ГОСТ Р 59752-2021

    ГОСТ Р 59753-2021

    ГОСТ Р 59754-2021

    ГОСТ Р 59755-2021

    ГОСТ Р 59756-2021

    ГОСТ Р 59757-2021

    ГОСТ Р 59758-2021

    ГОСТ Р 59589-2021

    ГОСТ Р 59760-2021

    ГОСТ Р 59759-2021

    ГОСТ Р 59762-2021

    ГОСТ Р 59761-2021

    ГОСТ Р 59764-2021

    ГОСТ Р 59763-2021

    ГОСТ Р 59792-2021

    ГОСТ Р 59793-2021

    ГОСТ Р 59795-2021

    ГОСТ Р 59796-2021

    ГОСТ Р 59829-2021

    ГОСТ Р 59830-2021

    ГОСТ Р 59831-2021

    ГОСТ Р 59797-2021

    ГОСТ Р 59832-2021

    ГОСТ Р 59833-2021

    ГОСТ Р 59858-2021

    ГОСТ Р 59289-2020

    ГОСТ Р 59869-2021

    ГОСТ Р 59870-2021

    ГОСТ Р 59847-2021

    ГОСТ Р 59874-2021

    ГОСТ Р 59871-2021

    ГОСТ Р 59879-2021

    ГОСТ Р 59880-2021

    ГОСТ Р 59885-2021

    ГОСТ Р 59896-2021

    ГОСТ Р 59876-2021

    ГОСТ Р 59899-2021

    ГОСТ Р 59897-2021

    ГОСТ Р 59900-2021

    ГОСТ Р 70027-2022

    ГОСТ Р 58842-2020

    ГОСТ Р 70025-2022

    ГОСТ Р 70026-2022

    ГОСТ Р 70028-2022

    ГОСТ Р 70029-2022

    ГОСТ Р 70030-2022

    ГОСТ Р 70031-2022

    ГОСТ Р 70033-2022

    ГОСТ Р 70032-2022

    ГОСТ Р 70318-2022

    ГОСТ Р 70316-2022

    ГОСТ Р 70317-2022

    ГОСТ Р 57773-2017

    ГОСТ Р ИСО/HL7 16527-2019

    ГОСТ Р ИСО/HL7 27931-2015

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10021-6-97

    ГОСТ Р 59891-2021

    ГОСТ Р ИСО/HL7 27932-2015

    ГОСТ Р 59546-2021

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10021-7-97

    ГОСТ Р ИСО/HL7 10781-2019

    ГОСТ Р ИСО/HL7 27951-2016

    ГОСТ 33469-2015

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-5-2006

    ГОСТ Р 58538-2019

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-1-2002

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-5-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-5-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10536-1-2006

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-1-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10536-2-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11693-1-2015

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11693-2-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11693-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11693-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-1-2003

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-2-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-1-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-1-2016

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-6-2015

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-9-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-2-2016

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11693-3-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-2-2003

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-2-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-3-2003

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10536-3-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-3-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-6-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-6-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-2-2002

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-5-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-2-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 13250-2-2012

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 13250-6-2016

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 13250-3-2012

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-7-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 13250-4-2012

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-1-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-4-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11695-1-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-1-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11695-3-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11695-2-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15693-1-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15693-1-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 11694-4-2006

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15693-2-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15693-2-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 17839-1-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-3-2014

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-23-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 24703-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457-2-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457-2-2006

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457-3-2006

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 24727-1-2016

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 10373-3-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7501-2-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7501-3-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2002

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 24789-2-2016

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 18745-1-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15693-3-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-1-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2006

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-1-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 15457-1-2006

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7810-2015

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-3-2003

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-4-2014

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7501-1-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-1-2003

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 14443-2-2014

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-2-2002

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-8-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-9-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-1-2002

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-1-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-10-2004

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-8-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-1-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-2-2002

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-2-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-2-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-11-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-6-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-7-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-7-2010

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-6-2003

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-13-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-6-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-7-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-8-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 9066-1-93

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 9072-1-93

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-6-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 10183-1-2000

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 9072-2-93

    ГОСТ Р ИСО/ТО 17119-2009

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 24789-1-2016

    ГОСТ Р ИСО/ТО 20514-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТО 27809-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТО 22790-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТО 16056-1-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТС 17090-1-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТС 21667-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТС 22600-1-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТС 25238-2009

    ГОСТ Р ИСО/ТС 18308-2008

    ГОСТ Р ИСО/ТС 22600-2-2009

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-9-2011

    ГОСТ Р ИСО 11239-2014

    ГОСТ Р ИСО 11238-2014

    ГОСТ Р ИСО 11615-2014

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 9066-2-93

    ГОСТ Р ИСО 12006-2-2017

    ГОСТ Р ИСО 12052-2009

    ГОСТ Р ИСО 12006-3-2017

    ГОСТ Р ИСО 13606-1-2011

    ГОСТ Р ИСО 13120-2016

    ГОСТ Р ИСО 13606-3-2012

    ГОСТ Р ИСО 13606-2-2012

    ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7811-6-2003

    ГОСТ Р ИСО 15836-2011

    ГОСТ Р ИСО 17090-1-2015

    ГОСТ Р ИСО 14199-2016

    ГОСТ Р ИСО 11240-2014

    ГОСТ Р ИСО 17090-2-2016

    ГОСТ Р ИСО 17090-2-2010

    ГОСТ Р ИСО 17115-2009

    ГОСТ Р ИСО 17090-3-2010

    ГОСТ Р ИСО 17090-4-2016

    ГОСТ Р ИСО 17432-2009

    ГОСТ Р ИСО 1828-2015

    ГОСТ Р ИСО 11616-2014

    ГОСТ Р ИСО 17573-2014

    ГОСТ Р ИСО 19105-2003

    ГОСТ Р ИСО 19113-2003

    ГОСТ Р ИСО 20302-2009

    ГОСТ Р ИСО 20301-2009

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-3-2006

    ГОСТ Р ИСО 21091-2017

    ГОСТ Р ИСО 18104-2011

    ГОСТ Р ИСО 21218-2015

    ГОСТ Р ИСО 21549-1-2009

    ГОСТ Р ИСО 21549-3-2009

    ГОСТ Р ИСО 21549-3-2017

    ГОСТ Р ИСО 21549-4-2009

    ГОСТ Р ИСО 21090-2016

    ГОСТ Р ИСО 21549-4-2016

    ГОСТ Р ИСО 21549-5-2010

    ГОСТ Р ИСО 21549-6-2010

    ГОСТ Р ИСО 21549-2-2009

    ГОСТ Р ИСО 21549-7-2010

    ГОСТ Р ИСО 24534-1-2014

    ГОСТ Р ИСО 18812-2015

    ГОСТ Р ИСО 27789-2016

    ГОСТ Р ИСО 27799-2015

    ГОСТ Р ИСО 15623-2017

    ГОСТ Р ИСО 22077-1-2017

    ГОСТ Р ИСО 9735-1-2012

    ГОСТ Р ИСО 9735-10-2016

    ГОСТ Р ИСО 28560-1-2014

    ГОСТ Р ИСО 9735-4-2012

    ГОСТ Р ИСО 9735-3-2012

    ГОСТ Р ИСО 9735-7-2016

    ГОСТ Р ИСО 9735-8-2016

    ГОСТ Р ИСО 22263-2017

    ГОСТ Р ИСО 9735-9-2016

    ГОСТ Р ИСО 9735-6-2012

    ГОСТ Р МЭК 80001-1-2015

    ГОСТ Р ИСО 9735-5-2012

    ГОСТ Р МЭК 61512-2-2016

    ГОСТ Р МЭК 61131-7-2017

    ГОСТ Р ИСО 28560-3-2016

    ГОСТ Р ИСО 11073-91064-2017

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-3-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-4-2013

    ГОСТ Р ИСО/МЭК 7816-4-2004

    ГОСТ Р МЭК 61131-9-2017